Проектирование образовательного события С.Н.Зенина, зам. директора по УВР МБОУ СОШ 14 «Зеленый шум»
Метапредметные образовательные результаты – набор сквозных, ключевых компетентностей, которые проходят три стадии: умение – грамотность- компетентность (группа ИПОП «Эврика», под руководством А.Б. Воронцова, директора НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»)
Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа ИК
Важно знать!* Метапредметные результаты – это способы действия, их нельзя проверить традиционными тестами! Метапредметные результаты сформированы, если они демонстрируются на разном материале (перенос)! * С презентации И. М. Улановской
Что надо делать на уровне ОУ? КИМы определяют стратегию развития образования: содержания, способы и формы работы учителя» Кто владеет КИМами, тот владеет образовательным миром» Для педагогов: -описание образовательных результатов; -типология заданий -образцы заданий в соответствии с типологией
Возможные типы заданий для оценки основ учебной грамотности 1) Задания с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный; б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать их причины; 2) Задания, в которых учащийся должен самостоятельно выдвинуть критерии и оценить свою работу по этим критериям; 3) Задания с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценивать правильность выполнения задания по этим критериям; 4) Дано нескольких заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на выявление границы применимости того или иного способа действия); 5) Дано задание и небольшой «справочник» (текст, не входящий непосредственно в задание, возможно, избыточный). При решении учащийся должен использовать справочник.(Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог); 6) Дано набор задач, одни из которых решить можно, а другие решить невозможно, так как не хватает каких-либо данных. Учащимся необходимо найти такие задачи и сформулировать запрос на недостающие данные; 7) Дано задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек с дополнительными заданиями (без решений). Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.
Возможные типы заданий для оценки основ информационной грамотности Для информационной грамотности используются различные прежде всего тексты, различающемся по формату (сплошные, несплошные, смешанные и составные) и по описанию (повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры) Для разработки заданий использовали три основных действия: найти и извлечь (сообщение или информацию), интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать, осмыслить и оценить (сообщение). 1) найти несколько единиц информации, не сообщенной в явном виде и отвечающей нескольким критериям. Соединять вербальную и графическую информацию 2) Определить основную мысль текста, понять отношения отдельных сообщений текста, построить или применить простые понятия, истолковать значение небольшой части текста. Искомая информация не выделена в тексте специально, но для ее понимания требуются простые мыслительные операции
Возможные типы заданий для оценки основ информационной грамотности 3) Использование для заданий составных текстов ( письменный текст, таблица, график или диаграмма) в каждом из фрагмента текста сосредоточена часть информации. Для того, что бы выполнить задание необходимо сопоставить данную информацию; 4) Точное выполнение инструкции для решения задачи или перевод текста-повествования в текст-инструкцию; 5) Использование моделей (схем, чертежей, формул) для решения задачи или перевод задачи с одного языка моделирования на другой; 6) Извлечение из текста этапов эксперимента: гипотезы, способов ее проверки, формулировки выводов. Нахождение ошибок в проведении эксперимента; 7) Установление причинно-следственных связей между единицами информации текста, заданного в разной форме (таблица, график, диаграмма) при условии, что в тексте есть противоречия
Возможные типы заданий для оценки основ коммуникативной грамотности Не все аспекты коммуникативной грамотности можно оценить с помощью измерителей, но все же… 1) Задание на позиционность: в тексте высказано одна-две, три точки зрения. Необходимо отнестись к этим точкам зрения или одну из них поддержать, выдвинув свои аргументы в поддержку той или иной точки зрения, либо не согласиться ни с одной и обосновать свою точку зрения (письменная дискуссия); 2) Задание на отношение к другому тексту (письменный от отзыв, рецензия); 3) Задание на совпадение и расхождение позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей в ходе решения конкретно-практической задачи; 4) Задание для публичного выступления на заданную тему (краткий текст)