Информационная культура личности Одна из составляющих общей культуры человека совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе
Медиакультура личности диалоговый способ взаимодействия с информационным обществом, включающий ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты и приводящий к развитию субъектов взаимодействия.
Информационная культура и медиакультура понятие информационная культура шире, чем медиакультура, так как первое относится к сложным взаимоотношениям личности с любой информацией, включая, разумеется, медийную, а второе только к сфере контактов человека со средствами (массовой) коммуникации.
Функции информационной компетентности: -познавательную, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя; -коммуникативную, носителями которой являются семантическая компонента, носители информации; -адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе; -нормативную, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе; -оценочную, предполагающую умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную; -интерактивную, направленную на активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.
Основное содержание информационной компетентности Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей); Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать; Владение основами аналитической переработки информации; Умение работать с различной информацией; Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.
Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.
Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.
Полезные ссылки на сайты по предметам: