Докладчик: Габер И.В., кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО Пути профилактики ВИЧ-инфекции в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: особенности и перспективы
Нормативно-правовые основания разработки и продвижения программ профилактики ВИЧ-инфекции среди молодежи Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу 25–27 июня 2001 года Федеральный закон РФ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» от 30 марта 1995 г. N 38- ФЗ, ст. 4 Федеральный закон РФ «Об образовании» от N (ред. от ), ст.ст. 51, 52 Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ, ст. 14 Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде, утв. Минобрнауки РФ г., Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г.
Нормативно-правовые основания программ профилактики ВИЧ-инфекции ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИВЕРЖЕННОСТИ ДЕЛУ БОРЬБЫ С ВИЧ/СПИДом Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу 25–27 июня 2001 года Пункт 52. … обеспечить разработку и принятие …широкого круга профилактических программ, …направленных на уменьшение распространенности рискованного поведения и поощрение ответственного сексуального поведения, включая воздержание и сохранение верности; Пункт 53. …обеспечить…доступ к информации, образованию, включая …ориентированные на молодежь просветительские программы по ВИЧ, и услугам, требуемым для развития жизненных навыков, необходимых для снижения их уязвимости инфицированию ВИЧ…;
Нормативно-правовые основания программ профилактики ВИЧ-инфекции Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ Статья 4. Гарантии государства Государством гарантируются: включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции.
Нормативно-правовые основания программ профилактики ВИЧ-инфекции ЗАКОН РФ от N «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (ред. от ) Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников… Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Нормативно-правовые основания программ профилактики ВИЧ-инфекции ФЗ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию 1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе...от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, …от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Нормативно-правовые основания программ профилактики ВИЧ-инфекции Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа в образовательной среде утв. Минобрнауки РФ г., Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г. Цель - выработать согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и других заинтересованных министерств и ведомств, организаций и учреждений, работающих в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа, по развитию системы превентивного обучения, направленного на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ- инфекции и СПИДа в Российской Федерации среди детей и молодежи.
Профилактика – это основа всех мер, предпринимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ- инфекции и СПИДа. Все остальные меры лишь устраняют последствия, но не предотвращают развитие эпидемии. Многие составляющие образа жизни человека закладываются в детстве.
Стратегии профилактики Стратегия снижения вреда в наиболее уязвимых группах населения. Стратегия формирования нормативного поведения в группах детей и подростков, посещающих общеобразовательные учреждения.
Реализация стратегии снижения вреда в школе – это подмена понятий Поистине страшный пример подмены понятий – «пропаганда безопасного секса как средства профилактики против ВИЧ-инфекции», которая убеждает молодежь: самое лучшее средство борьбы с ВИЧ- инфекцией – применение презервативов при занятиях сексом. А также максимально полная информация о сексе: «предупрежден – значит, вооружен». Опасность данной информационной установки в том, что под видом «профилактики ВИЧ-инфекции», молодежи прививается половая распущенность и вседозволенность, провоцируются ранние половые связи. В молодости неокрепшая психика описание «безопасного секса» воспринимает как рекламу секса, подкрепляющую естественный интерес к нему из-за возрастных особенностей молодого человека. Все это ведет в итоге к неприятию семейных обязанностей, верности любимому человеку, к отсутствию восприятия семейных ценностей и детей как наивысшей ценности в жизни. Молодежь убеждают: «дети – это обуза, главное в жизни – наслаждение» (в первую очередь – сексуальное). Половая распущенность, в раннем возрасте закрепленная в сознании как устойчивая доминанта, в большинстве случаев эффективно не допускает превращение подростка в гражданина, оберегающего семью и общество.
1 этап – вне предметный. Формирование представлений о составе и структуре содержания профилактического образования. Выявление в государственных образовательных стандартах дидактических элементов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и употребления ПАВ. 2 этап – предметный. Определение состава учебных предметов и конкретного наполнения профилактическим содержанием. 3 этап – распределение материала по возрастным группам. 4 этап – разработка рекомендаций по организации процесса обучения. 5 этап – оценка меры присвоения учениками профилактического содержания.
Организация эксперимента Установочный семинар Знакомство учителей с программой Информированное согласие родителей Создание интегрированных курсов, планирование Оценка исходных знаний, установок, готовности Внедрение программы Оценка эффективности Отчет
подготовлены учебные программы, основанные на интеграции рекомендованных дидактических единиц, для всех уровней общего образования (5-11 классы), учебно-методические разработки уроков, классных часов, тренингов, внеклассных мероприятий; разработаны критерии эффективности обучения по программам; проведена экспертиза подготовленных учебных программ; проведено согласование учебных программ с родителями, получено их письменное информированное согласие; проведена апробации программ - март - май 2009 г.
Структура программы. Принцип многоаспектности. 1. Образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования; 2. Социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; 3. Психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, навыков саморегуляции, а также установок быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации. 4. Рефлексия. Оценка достигнутых изменений: эмоциональная, информационная, поведенческая. Профилактическая компетентность
Цели программы 1. Освоение знаний о ВИЧ- инфекции, способах передачи ВИЧ, поведенческих факторах, способствующих инфицированию, психоактивных веществах и их патогенном воздействии, факторах риска, провоцирующих употребление психоактивных веществ; 2. Развитие поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска употребления психоактивных веществ и ВИЧ- инфицирования, понимания необходимости отсрочки сексуального дебюта; 3. Воспитание чувства ответственности, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, ценности семьи, ценности любви, уважения к правам людей противоположного пола, толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям; 4. Овладение умениями предвидеть потенциально опасные ситуации и избегать их, выбирать эффективные способы деятельности, использовать ресурс социума (обращаться за социальной поддержкой) по проблемам диагностики ВИЧ-инфекции.
Предметы 5-11 кл., в которые интегрировалась программа Москва СПбКольцово ОБЖ+++ обществознания,+++ истории++ литературы++ иностранный яз.++ изо+ музыка+ география++ биология+++ информатика+ химия+ естествознание+
Объем интегрированных уроков в СПб в 5 «а» классе 21 занятие (в рамках курсов природоведения, музыки, изобразительного искусства, а также внеклассной работы); в 6 «а» классе – 16 занятий (в рамках уроков биологии, географии, ОБЖ, изобразительного искусства, музыки); в 7 «в» классе – 19 занятий (в рамках курсов биологии, изобразительного искусства, музыки, ОБЖ, внеклассной работы); в 8 «б» классе 14 занятий (в рамках обществознания, биологии, внеклассной работы); в 9 «в» классе – 10 занятий (в рамках биологии, внеклассной работы); в 10 «б» классе – 10 занятий (в рамках биологии, внеклассной работы); в 11 классе – 8 занятий (в рамках биологии и внеклассной работы).
Объем занятий в Кольцово, Новосибирск Эл. к. Всего Аудит. р Внеауд. р Всего
5 класс. Продолжение
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Объем знаний о ВИЧ-инфекции и негативных эффектах употребления психоактивных веществ; Навыки поведения в ситуациях повышенного риска; Подверженность групповому давлению; Отношение к ВИЧ-инфицированным и людям, больным СПИДом.
Готовность к рискованному небезопасному поведению
Готовность поддержать друга во всех начинаниях
Результаты обучения в 10 классе
Достоинства интегрированных программ Проектная деятельность учащихся Большая внеклассная работа Различные источники информации (педагоги, психолог, врач, самостоятельный поиск информации) Сочетание интегрированных уроков, классных часов и проектной деятельности
Недостатки программы Большое количество дидактических элементов Много дидактических единиц, подразумевающих лишь декларирование проблемы и ориентированных на знания
Проблемные вопросы интегрированных программ Фактические ошибки в разработанных материалах Небольшое количество поведенческих тренингов В программе недостаточно элементов, ориентированных на выработку поведенческих паттернов Не прослеживается межпредметная согласованность во времени по отдельным дидактическим единицам
«Выученные уроки» Учителя успешно преодолевают этические трудности Необходима подготовка педагогов к проведению профилактических занятий Необходима разработка рекомендаций по оценке эффективности с учетом возраста и культурной среды В программе необходимо сократить количество дидактических элементов, сосредоточившись на поведенческих стереотипах Необходима доступная дидактическая информация для учителей Необходимы механизмы стимуляции профилактической активности учителей
Решение Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека от 26 декабря 2008 года Рекомендации по включению образовательными учреждениями в учебные программы курсов, предметов, дисциплин (модулей) вопросов, связанных с профилактикой наркомании, распространения ВИЧ-инфекции и формированием толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным лицам среди обучающихся, воспитанников – кафедра охраны здоровья и ОБЖ – методические материалы
Перспективы развития деятельности Выбор времени проведения профилактической программы - в начале или середине учебного года. Обучающиеся: развитие личных и социальных факторов защиты, через уроки, воспитательную работу, волонтерскую деятельность Навыки саморегуляции Навыки организации и проведения досуга без ПАВ Личностно-значимая система ценностей, принятие нормативного поведения Антинаркотические установки Педагоги: развитие технологического репертуара и психологической компетентности Технологии формирования нормативного поведения. «Дозированное» информирование о негативных последствиях употребления ПАВ и других формах деструктивного поведения. Технологии оценки качества профилакти- ческой программы, уровня сформирован- ности профилактической компетентности УОП. Дополнить тесты по ЕГЭ (?). Технологии работы с родителями по созданию единой семейно-школьной воспитательной среды.
Дифференцированный подход в семейной профилактике ВИЧ-инфекции, употребления ПАВ Тип семьи Вариант профилактической тактики 1. Семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики. Информирование о наркомании и ВИЧ- инфекции, повышение уровня педагогических и психологических знаний родителей. 2. Семья иммунизирующая, укрепляющая. 3. Семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от вовлечения в деструктивное поведение. Эмоционально разобщенная с формальными связями. Обучение диалогу с ребенком. Преодоление оборонительной позиции родителей, препятствующей восприятию информации о предпосылках наркотизации и ВИЧ- инфицирования подростка. Мотивирование родителей к участию в профилактике (консультирование, формирование групп самопомощи родителей). Программы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции для родителей и детей в раздельно- параллельном режиме: «Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями» (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.), «Обучение жизненно. 4. Семья гиперопекающая. Тотальный контроль и доминирование. 5. Семья, не способная выполнять защитную функцию. Дети перенимают негативные образцы поведения, связанные с употреблением ПАВ и свободными половыми отношениями, воспринимают их как норму жизнедеятельности.
Программы профилактики наркомании для родителей 1. Гречаная Т.Б., Макдональд Л., Барцалкина В.В. и др. «Семья и школа вместе». 2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., Семина О.Б. «Обучение жизненно важным навыкам в школе. Программа профилактики злоупотребления ПАВ (работа с родителями)». 3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. «Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями».
Перспективы развития деятельности Цель - разработка и внедрение программ семейной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции (работа с родителями и детьми в раздельно-параллельном режиме). Ожидаемые результаты: -Создание единой семейно-школьной воспитательной среды. -Обеспечение индивидуального подхода в профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции. -Содействие формированию позитивного семейного окружения, развитию устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, осознанию всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической и анти-ВИЧ стратегии, что в совокупности будет действенным фактором защиты от приобщения подростков к деструктивному поведению.
Спасибо за внимание!