Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. Н.А.Умов
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики Андрюшина Наталья Петровна, учитель высшей категории МБОУ Дубровской 1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. п. Дубровка Брянской области
Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией.
Способности человека Общие Мотив Потребность Цель Специальные
Показатели креативности личности: беглость и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность; смелость.
Творчество на деле существует не только там, где создают великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Л.С. Выготский
Задача учителя: раскрыть индивидуальность ребенка;раскрыть индивидуальность ребенка; помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к и устойчивость к социальным социальным воздействиям. воздействиям.
Объект исследования - творческие способности учащихся. Предмет исследования – пути и средства развития креативности учащихся на уроках физики. Концептуальный подход – все учащиеся обладают творческим потенциалом, но его надо развивать.
Карта учета достижений учащихся: выявляет динамику развития творческих способностей; позволяет подобрать систему заданий; корректирует сдвиг внешнего мотива учащегося на цель обучения.
Классификация учащихся и подбор заданий Учащиеся, обладающие общими способностями Учащиеся с преобладающими способностями к практическому усвоению материала Учащиеся со специальными творческими способностями Задания направлены на развитие абстрактно- логического мышления Задания носят практико- ориентированный характер Задания направлены на развитие памяти, внимания, воображения
Проверка домашнего задания Масса. Способы определения массы тела. мнемические способности (перевод в кг, г, ц, пуд единиц массы); имижеторные способности (объяснить пословицу «Съесть пуд соли»); психомоторные способности (определить с помощью весов массу чайной ложки сахарного песка).
Усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания
Закрепление знаний и способов действий Специальные творческие способности отгадать, составить кроссворд или условие задачи к фрагменту сказки различного уровня
Практико–ориентированный тип мышления Проектная и исследовательская деятельность учащихся Создание и защита презентаций Разработка и выполнение домашних экспериментальных заданий Выполнение многоуровневых исследовательских работ
Абстрактно-логический тип мышления районные олимпиады; областной конкурс «Юный Архимед»; межрегиональная заочная физическая олимпиада; турнир им.М.В. Ломоносова.
Творческая мастерская
Спасибо за внимание ! МБОУ Дубровская 1 СОШ п. Дубровка Дубровского района Брянской области