Особенности методики работы по обучению учащихся решению текстовых задач решению текстовых задач
Этапы решения задач (по Д. Пойа) Осознание постановки задачи Составление плана решения (гипотеза решения) Осуществление составленного плана Исследование полученного результата
1Этап Умение отличить текстовую задачу от других заданий Умение выделить основные части задачи Умение соотнести их взаимное расположение между собой Всесторонний анализ ситуации, представленной в задаче Выделение математических отношений, в ней заложенных.
2 этап составление плана решения Умение делать рисунок к задаче Умение составлять краткую запись Схему Таблицу
3 этап решение задачи Умение записывать по действиям с пояснением Выражением Находить разные способы решения задачи Умение решать алгебраически
4 этап исследование Соотнесение решения со связями, выявленными при анализе текста задачи Является ли найденное решение верным, а если нет, какого рода допущена ошибка – логическая или вычислительная
Является ли найденное верное решение единственным или нужно найти другие верные решения При каких данных задача имеет решение, а при каких нет Существуют ли такие данные, при использовании которых решение задачи становится проще или сложнее
Виды заданий на подготовительном этапе Восстановление развития сюжета по серии рисунков Составление различных рассказов математического содержания к одному сюжетному рисунку Завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета
Виды заданий на центральном этапе Задачи с неизменным условием и разными вопросами Задачи с неизменным вопросом и изменяющимся условием Задачи с изменяющимися данными при сохранении смысла условия и неизменном вопросе