МАСТЕР - КЛАСС 1. Типы мастер – классов 2. Алгоритмы проведения
Мастер-класс – это одна из форм тиражирования некоторого опыта деятельности (учебной в том числе) в другую практику.
Три основных типа мастер-классов: Мастер-класс – Объяснение, рассказ (презентация). Мастер-класс – Моделирование. Мастер-класс – Комбинированный вариант.
М астер-класс – Моделировани е. Т ри основных варианта моделирования. 1. Деятельность моделируется непосредственно на участниках (лекции, семинара, конференции, учебных курсов и т.д.). Преимущество этого варианта в том, что сами участники вовлекаются в деятельность, получают реальный, «живой» опыт, становятся носителями этой деятельности. Трудность состоит в том, чтобы подобрать такое содержание обучения, которое реально является учебным для участников: новым, достаточно сложным для понимания, необходимым в дальнейшем.
М астер-класс – Моделировани е. Т ри основных варианта моделирования. 2. Деятельность моделируется непосредственно на учениках другой практики: привлекаются ученики школ того региона, где проходит семинар, конференция и т.д. Непосредственные участники в этом случае наблюдают за происходящим, обсуждают и анализируют. Такой вариант способствует качественному пониманию новой деятельности.
М астер-класс – Моделировани е. Т ри основных варианта моделирования. 3. Деятельность моделируется на учениках базовой, исходной практики: привлекаются ученики тех школ, где возникла и становилась новая деятельность. В этом случае есть возможность хорошо подготовить показ: что-то отрепетировать, учесть все возможные нюансы, показать сильные стороны и т.д
Мастер-класс – Комбинированный вариант. 1. Основная форма - презентация, а моделирование представлено дополнительным средством. В этом случае во время презентации специально делаются паузы, на которых слушатели на короткое время вовлекаются в работу: сами воспроизводят отдельные элементы процесса при помощи заранее приготовленных учебных средств, раздаточного материала и т.д. 2. Основная форма моделирование, а презентация дополняет этот процесс
Примерный алгоритм проведения мастер-класса Презентация педагогического опыта учителем- мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в работе; доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
Представление системы учебных занятий: описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
Проведение имитационной игры: учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися; слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Моделирование: учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя- мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Возможный план презентации 1. Почему, зачем взялись за решение заявленной темы 2. Система работы по теме 3. Результаты