ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Актуальность концепции развития УУД обусловлена: -необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства - задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся - необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. -возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Отработка действия моделирования должна строиться исходя из организации деятельности учащихся: учитывая возраст, создание мотивации наиболее эффективно достигается на сказочных и других текстах. Кроме того, важно включить в текст необходимую для выполнения действий ориентировку, т.е. знания, владение которыми позволит школьнику совершать действие, и, наконец, предусмотреть задания с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схемам и далее символам и знакам.
Связи коммуникативных УУД с основными учебными предметами в начальной школе «нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата» (Цукерман, 1993). На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий.Главное же – видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Готовность учителя к использованию УУД включает: -владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; - умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; - способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая: 1. выделение объективных условий правильного выполнения УУД, 2. планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); 3. подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.