РУССКОЕ ИСКУССТВО ДО XVIII ВЕКА ознакомиться с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью; расширять знания об истории русского искусства и культуры, о русских зодчих и живописцах; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры.
Проверка домашнего задания. – Как учились в прошлые века? – Какие были первые школы? – Нравится ли вам учиться? Как вы относитесь к своей школе? Как вы считаете, каким должно быть образование в наше время? – Расскажите о своей школе и о других учреждениях дополнительного образования, которые вы посещаете. – Какие учебные заведения есть в нашем городе? – Какие учебные заведения окончили ваши родители? Какое образование они получили, профессию? Довольны ли они своим выбором? Почему? – Кем бы вы хотели стать, какую приобрести профессию? Вы уже думали над тем, как этого достичь?
В России в XVII веке по-прежнему строили в основном из дерева. Приемы деревянного зодчества успешно использовались и в каменных сооружениях.
Любили наши предки украшать гражданские и церковные здания изящными шатрами, кокошниками, аркадами.
Церковное зодчество обогатилось новыми прекрасными творениями. Узорочьем отмечены посадские церкви Ярославля, в том числе храм Ильи Пророка. В художественных росписях этого храма можно видеть земной глобус, экватор.
В самом центре Москвы богатейшие купцы Никитниковы поставили храм во имя Троицы, по своим архитектурным достоинствам и внутреннему устройству не уступавший царским дворцам.
В Ростове Великом под руководством митрополита Ионы построили церковные и гражданские здания, обнесенные крепостной стеной. Этот ансамбль – Ростовский кремль – поныне привлекает многочисленных ценителей старины.
Иконописное мастерство по-прежнему сохраняло свои позиции в живописи. Высокого искусства достиг Симон Ушаков, чьи произведения являются выдающимися творениями эпохи. Достаточно посмотреть на его икону «Великий архиерей», изображающую Иисуса Христа.
Фрески, росписи храмов нередко воспроизводили реалистические картины жизни, людей в одеждах того времени, в окружении привычных вещей.
Немалым спросом пользовались гравюры на металле и дереве, которые переводили на бумагу и размножали.
В храмах вследствие высокой влажности и низкой температуры живописные работы стали заменять на мозаичные, так как они сохраняются гораздо дольше.
В XVIII веке великий русский ученый М. В. Ломоносов заинтересовался мозаикой, изучил технику и технологию изготовления смальты и основал мастерскую. Им и его учениками были исполнены различные мозаичные работы, и в их числе знаменитая «Полтавская баталия».
Работа по учебнику. – Рассмотрите каменную резьбу собора во Владимире (учебник, иллюстрации на с. 77). Что изображено на иллюстрации? Опишите архитектурные особенности постройки собора.
– Обратите внимание, какие цвета используются в иконах. Назовите их. Какие из них преобладают? Как вы думаете, случайно ли это? Каждый цвет имеет свое значение. Белый – символ чистоты, святости, черный – смерти, горя и страдания, красный – обозначение красоты, а на иконах – цвет огня и крови.
Иконопись Иконопись – культовая живопись православных верующих. В иконописи воплощались общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы произведениями искусства. «Троица» Андрея Рублева
– Какие ремесла были развиты на Руси в древности? – Какое древнерусское оружие вы знаете? Где оно использовалось? Как применяли его воины? – Что такое обереги?
Самостоятельная работа. Задание 46 (рабочая тетрадь 2 на с. 28).
Итог урока. – Что нового об искусстве и культуре России вы узнали сегодня на уроке? – С какими видами и жанрами древнерусского искусства вы познакомились? – О каких памятниках архитектуры, зодчества, иконописи узнали? – Сделайте вывод: что отличает древнюю русскую архитектуру от современной? А чем она отличается от архитектуры других стран?
Домашнее задание: учебник, с. 75–79, читать и пересказывать тексты; ответить на вопросы и выполнить задание на с. 78–79.