Проектная деятельность на уроках окружающего мира Учитель начальных классов: Екимова Наталья Викторовна
Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными. Необходимость решать вышеназванные проблемы подвигла к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединять в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что в настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом использования технологии проектного обучения на уроках окружающего мира, как средство самореализации младших школьников начата в 2011 году и закончена в 2014 году. И была разделена на несколько этапов. Начальный этап (констатирующий) 2011 г. – предполагает обнаружение проблемы, подбор материала, выявление основных условий реализации. Основной (формирующий) этап г., на котором была проведена апробация технологии в условиях образовательного учреждения на уроках окружающего мира. Заключительный (контрольный)этап г., доказал успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы использования проектного обучения на уроках окружающего мира, как средство самореализации младших школьников.
Диапазон опыта Диапазон педагогического опыта представлен дидактической системой работы учителя по развитию самореализации учащихся на уроках окружающего мира. Метод проектной деятельности учащихся используется не только на уроках. Он является универсальным средством творческой атмосферы и во внеурочной деятельности учащихся. Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
В практике используются следующие виды гуманитарного проектирования: 1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детских рисунков; 2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и решают по-своему поставленные проблемы); 3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Экологическая неделя»).
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Предлагаемая технология может быть реализована в современных условиях требований ФГОС начального общего образования второго поколения в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп. При организации классно – урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебно – методического комплекта.
Организация учебно-воспитательного процесса. Организация учебно–воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность: в 1 классе учителем дается установка учащимся на работу в группе. во 2 классе учитель организует учебно-воспитательный процесс, последовательно осуществляя внутреннюю дифференциацию в группе при разработке проектов. в 3 классе осуществляется усложнение содержания образования по окружающему миру при выполнении проектной деятельности. использование различных форм учебных занятий (уроки, индивидуальные и групповые занятия) применение различных форм контроля и коррекции учебно- познавательной деятельности (еженедельная оценка успешности, итоговая аттестация в виде защиты проекта в конце каждого учебного года).
Основные этапы работы над проектом: Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. Второй этап направлен на формулирование темы деятельности и обозначение этапов. Найти идею – самое главное и самое трудное. Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта.
Основные этапы работы над проектом: Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап - подведение итогов всей работы в целом, оценка деятельности каждой группы, каждого участника, что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной деятельности.
Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку – уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот – создавать группы из детей разных типов.
Памятка для работы над проектом Вопросы – помощники: Как называется ваш проект? Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта. Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)? Зачем вы делаете этот проект? Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)? Расскажите (расскажи), что у вас получилось? Каково назначение вашего проекта? Что вам удалось выполнить сразу и почему? Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможете ли вы назвать причину? Оцени качество выполнения и оформления проекта? Что особенно понравилось в работе над проектом? Расскажи о своей роли в проекте. Чему ты научился во время участия в данном проекте?
Памятка: Требования к защите проекта Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен? Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено? Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг? Какими требованиями к проекту ты руководствовался? Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей? Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?
Исследовательско-творческие проекты Проект «Разнообразие природы родного края»
Ролево - игровые проекты.
Информационно – практико – ориентированные проекты
Внеурочная деятельность Классный час « Что такое толерантность »
«…проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения»
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. Интернет – ресурсы.