Роман Белая гвардия "Белая гвардия - путь твой высок …"
«Белая гвардия» – во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 – начала 1919 года.
«Свой роман считаю неудавшимся, хотя выделяю из своих других вещей, т.к. к замыслу относился очень серьезно». «Третья жизнь. И третья жизнь моя цвела у письменного стола. Груда листов все пухла. Писал я и карандашом, и чернилами» 1923 году:«А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко...» 1925 году:«Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и Белая гвардия не сильная вещь». 31 августа 1923 года Булгаков сообщал Ю. Слезкину: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кой-что поправляю»
Впервые опубликован (не полностью): Россия, М, 1924, 4; 1925, 5. А 6-й номер с заключительной частью романа не вышел. По предположению исследователей, роман «Белая гвардия» дописывался уже после премьеры «Дней Турбиных» (1926) и создания «Бега» (1928). Текст последней трети романа, выправленный автором, вышел в 1929 году в парижском издательстве «Concorde». Полный текст романа был опубликован в Париже: том первый (1927), том второй (1929).
Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сынгаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова – Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель, служивший в войсках гетмана Павла Петровича Скоропадского (1873– 1945), но не адъютантом. Прототипом Елены Тальберг (Турбиной) послужила сестра Булгакова – Варвара Афанасьевна. Капитан Тальберг, ее муж, имеет много общих черт с мужем Варвары Афанасьевны Булгаковой, Леонидом Сергеевичем Карума (1888–1968), немцем по происхождению, кадровым офицером, служившим вначале Скоропадскому, а потом большевикам.Прототипом Николки Турбина стал один из братьев М.А.Булгакова.
«Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!» А. С. Пушкин « Капитанская дочка » «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими...» Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова
Христианский контекст углубляет содержание романа. То, что совершается в « год по рождестве Христовом 1918» в « Белой гвардии », имеет отношение не только к России. Это и русский « буран », и « буран » в мировом масштабе. Самим выбором эпиграфа автор подчеркнул, что речь в его первом романе идет о людях, вначале трагически заблудившихся в железном буране революции, но нашедших в ней свое место и дорогу. Этим же эпиграфом писатель указал и на свою непрерывающуюся связь с классической литературой, в частности с традициями Пушкина, с «Капитанской дочкой» – замечательным размышлением великого русского поэта о русской истории и русском народе. Продолжая традиции Пушкина, Булгаков добивается своей художественной правды. Так, в «Белой гвардии» появляется слово «пугачевщина».
Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва название последней книги Нового Завета ( в Библии ). Часто также упоминается как Апока́липсис ( редк. Апока́липс, с прописной буквы, от греч. π οκάλυψις раскрытие, откровение ). Этот эпиграф акцентирует момент личной ответственности. Тема апокалипсиса все время возникает на страницах романа, не давая забыть, что перед читателем – картины Страшного суда, напоминая, что Суд этот осуществляется «сообразно с делами». Кроме того, в эпиграфе подчеркивается вневременная точка зрения на происходящие события. Примечательно, что в следующем стихе Апокалипсиса, хотя он и не включен в текст романа, говорится следующее: «...и судим был каждый по делам своим». Так в подтексте мотив суда входит в судьбу каждого из героев романа.
« Белая гвардия » - книга о вечности, ибо « жизнь нельзя остановить », книга о молодости, попавшей в огонь истории и выстоявшей (« молодость в огне живёт »). Несколько важнейших проблем подлежали осмыслению : Россия и рухнувшая монархия, Россия и революция, Россия и Украина, религия, российское общество в революции и Гражданской войне, в частности судьба русской интеллигенции и русской культуры.
Главная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства. М. А. Булгаков в этом романе через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.
В апреле 1925 года Булгаков получил предложение инсценировать роман « Белая гвардия » для Художественного театра. К сбору трупы – 15 августа – автор представил пьесу. Это была инсценировка, сохранявшая в неприкосновенности основные события романа и его героев. В ходе многочисленных переделок, которые автор предпринимал и по собственной инициативе, и по инициативе театра, из 16 картин в пьесе, получившей название « Дни Турбиных », было оставлено только 7. Роман « Белая гвардия » охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919 года. События, отобранные для пьесы « Дни Турбиных », по продолжительности совпадают с романными : первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 года, четвёртое действие – в начале 1919 года. Но в сценическом варианте этот срок сжимается примерно до трёх суток, а точнее сказать, до трёх вечеров и одного утра, что соответствует четырём действиям драмы.
«Белую гвардию»: «Ничто, оказывается, не померкло, ничто не устарело. Как будто и не было этих сорока лет... на наших глазах произошло явное чудо, в литературе случающееся очень редко и далеко не со всеми, произошло второе рождение».