ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ПОДГОТОВИЛА: педагог-психолог МУ ПСЦ «Надежда» Сорокина А.Н,
« Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» А.С. Макаренко
Границы подросткового возраста: от 11 (12) до 15 (16) лет; Социальная ситуация развития: Эмансипация от взрослых, переход к взрослости; Ведущий вид деятельности: Общение со сверстниками; Новообразования: 1. Чувство взрослости; 2. Формирование самосознания; 3. Формирование нравственной сферы.
Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя… Английская пословица
Особенности подросткового возраста 1.«Гормональный взрыв»; 2. Чувство взрослости; 3. Общение со сверстниками
«Гормональный взрыв» Что это? -Постоянное нахождение в стрессовом состоянии; -Частые перепады настроения; -Приступы раздражительности агрессии. Что делать? -Относиться к временному неадекватному поведению как к норме; -Не провоцировать подростка на аффективное поведение; -Давать подростку успокоиться.
Бурление страстей служит признаками нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком замедленного психического развития.
Склонность к асоциальному поведению появляются от несформированности нравственной сферы. Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя… Английская пословица
Чувство взрослости Что это? « Я уже взрослый, я все сам знаю, не всегда могу, не всегда хочу, но знаю. Я большой». Подростки часто согласны только на внешнее проявление взрослости. Что делать? -Соблюдение принципов равноправия и уважения; -Аргументация требований взрослого; -Учитывать право на ошибку; -Доверие авансом; Обращение к подростку за помощью, советом.
Общение со сверстниками Что это? -Школа место общения; -Значимость мнения сверстников; -Обрывание «семейной пуповины»; -Вливание в подростковую субкультуру. Что делать? -Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками; -Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников; -Ставка на авторитет родителей не оправдана; -Учет ценностей значимой для подростка среды.
Рекомендации: 1. Построение отношений по принципу «помощник-друг»; 2. Акцент на положительное в поведении и личности подростка; 3. Относится к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы; 4. Осознание роли рефлексии.
Общаться с ребенком как? 1. Постарайтесь уделять своему ребенку хотя бы 10 минут в день, расспросите как дела, что нового; 2. Если что то в поведении ребенка вам не нравится, скажите ребенку об этом с точки зрения своих чувств; 3. Объясните ребенку, что очень волнуетесь за него. Любое требование должно быть разумным и аргументированным; 4. Если возник спор, не вступайте в полемику, лучше возьмите паузу, но желательно в этот же день «закрыть проблему», поговорить с ребенком по душам, спокойно обсудив все разногласия; 5. Расскажите ребенку о том, что волновало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это в обычной беседе.
Вспомните, что вы уже были тем самым подростком. И в вас самих есть все те рекомендации, которые могут помочь вам в общении с вашим ребенком.