Проблемы и негативные факторы воспитания детей в неполной семье В.В. Красовская, доцент кафедры педагогики и психологии ПИРО, к.п.н. Определение, причины неполной семьи Типы неполных семей Проблемы неполных семей Особенности процесса воспитания детей в неполной семье Социальная работа с неполной семьей
Неполная семья … - один из основных социально- демографических типов современной семьи; - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать- отец- ребенок»; – это семьи с одним родителем и детьми.
Количество неполных семей 1989 г. – 15,1%, 1994 – 18,6% неполных семей Сегодня в неполных семьях воспитывается каждый 7-ой ребенок в России В городах неполных семей больше, чем в сельской местности
Причины: Развод родителей Внебрачные рождения детей Смерть одного из родителей Потеря родителей
Типы неполных семей и особенности воспитания осиротевшая семья разведенная семья семья матери- одиночки позиция родственников инверсия воспитательных ролей чрезмерно активное включение матери в жизнь ребёнка
Функции семьи воспитательная экономическая эмоциональная духовное общение первичный социальный контроль репродуктивная
Проблемы, касающиеся неполных семей экономические педагогические медицинские психологические
Условия воспитания в неполных семьях авторитет и личный пример матери (отца) педагогический такт культура быта знание возрастных и индивидуальных особенностей детей удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью) воспитание ребёнка –реализация не единственной потребности смысла жизни необходимость определения потребности достижения необходимость критики при реализации определенной системы воспитания формирование определенных личностных качеств ребенка
Этапы семейной социальной терапии наблюдение социального работника или психолога за семьёй диагностика; постановка целей реконструкция семейных взаимоотношений завершение семейной социальной терапии
Спасибо за внимание.