И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Скирденко М.Н., руководитель МО учителей начальных классов МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа 2»
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками - это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.
Учебное исследование в начальной школе Экспресс – исследования Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах) исследования по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т. п.. Долговременные исследования 1. Ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования). 2. Предлагает возможные варианты решения. 3. Собирает материал. 4. Делает обобщения. 5. Готовит проект (доклад, макет и др.). 6. Защищает проект.
Г ЛАВНАЯ ИДЕЯ МЕТОДА ПРОЕКТА : Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Э ТАПЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников; Конструктивный – включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта Оценочно-рефлексивный – самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной уч-ся форме Презентативный – презентация проекта общественности и его защита.
Как выбрать тему исследования От правильного выбора темы во многом зависит результат работы. Тема должна быть интересной ребенку и при этом должна носить познавательный характер. Можно выделить основные три группы тем: фантастические –темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что написано в книгах, и др.; эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт ответственность за свою деятельность Учитель Помогает определять … Рекомендует источники информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
П АПКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций Исследовательские умения генерировать идеи выбирать лучшее решение
О ЦЕНОЧНЫЕ УМЕНИЯ Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других Информационные умения Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации Структурировать информацию Сохранять информацию
П РЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.
М ЕНЕДЖЕРСКИЕ УМЕНИЯ Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
Р ЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Требования к представленным материалам: отвечать не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. при выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.
С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «Начальное образование» г., Е.Н.Землянская «Учебные проекты младших школьников: роль родителей» А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы» А.И.Савенков «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» Н.А.Семенова «Исследовательская деятельность учащихся», «Начальная школа» г. «Начальное образование» г., Е.Данилова «Мое первое исследование:Как живешь, красавец-колеус?» Газета «Начальная школа» г. Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших школьников», Е.Гайдаенко «Проектная деятельность учащихся», Ю.Макаров «Метод проектов», Газета «Начальная школа» г. «Исследуем школу» Е.Б.Чиркова «Модель урока в режиме технологии проектного обучения», журнал «Начальная школа» г.