Тулейкина И. Б. учитель 1 КК МОУ гимназии 45
Аспекты овладения речью: Усвоение литературной языковой нормы;Усвоение литературной языковой нормы; Усвоение навыков чтения и письма;Усвоение навыков чтения и письма; Совершенствование культуры речи.Совершенствование культуры речи.
Три направления развития речи: Работа над словом ( лексический уровень); Работа над словосочетанием и предложением ( синтаксический уровень); Работа над связной речью ( уровень текста) Работа над словом ( лексический уровень); Работа над словосочетанием и предложением ( синтаксический уровень); Работа над связной речью ( уровень текста)
Требования к речи учащихся: -содержательность; -логика; -точность; -богатство языковых средств; -ясность; -выразительность; -нравственность.
Направления методики словарной работы: Обогащение словаря;Обогащение словаря; Уточнение словаря;Уточнение словаря; Активизация словаря;Активизация словаря; Устранение нелитературных слов.Устранение нелитературных слов.
Типы упражнений с синонимами: Выбор и группировка слов, близких по значению.Выбор и группировка слов, близких по значению. (Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит). (Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит). Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени.Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени. (Огромный, маленький, большой, гигантский, крохотный). (Огромный, маленький, большой, гигантский, крохотный).
Подбор синонимов к данному слову (смешной – забавный, потешный. (смешной – забавный, потешный. работать – трудиться. работать – трудиться. метель – вьюга, буран, пурга) метель – вьюга, буран, пурга) Замена синонимов в предложении.Замена синонимов в предложении.
Виды упражнений с антонимами: *Группировка по парам; * Подбор антонимов к данным словам; * Замена антонимов в предложении (Пустой колос легок, он стоит прямо. (Пустой колос легок, он стоит прямо. Полный колос тяжел, он к земле гнется). Полный колос тяжел, он к земле гнется). * Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.
Основные приёмы работы над предложением. Чтение образцов; Вопрос учителя; Вопрос учителя; Построение предложений из разрозненных слов; Построение предложений из разрозненных слов; Деление текста на предложения; Деление текста на предложения; Распространение простого предложения с помощью вопросов; Распространение простого предложения с помощью вопросов; Составление предложений по схеме; Составление предложений по схеме;
Составление предложений по одному, двум, трем опорным словам; По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению; По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению; По предметной картинке; По предметной картинке; По сложной картинке. По сложной картинке.
Виды пересказа: Подробный; Близкий к тексту; Близкий к тексту; Краткий или сжатый; Краткий или сжатый; Выборочный; Выборочный; С перестройкой текста; С перестройкой текста; С творческими дополнениями. С творческими дополнениями.