Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 37 Рихерт Ольга Владимировна учитель начальных классов
«Не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает» К.Д. Ушинский
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Познавательная активность Познавательный интерес Мыслительная деятельность Учебная мотивация Эмоционально-волевая сфера
Нулевая активность учащихся Ситуативная активность Творческая активность Исполнительская активность Уровни познавательной активности учащихся
Показатели познавательной активности Стабильность Прилежание Осознанность учения Творческие проявления Поведение в нестандартных учебных ситуациях Самостоятельность при решении нестандартных учебных задач
Цель : Изучить уровни познавательной активности учащихся; определить тактику и стратегию организации учебных взаимодействий с каждой группой. Классифицировать систему нетиповых упражнений, направленных на развитие логического мышления. Задачи: Познакомиться с психолого-педагогической литературой, связанной с данной темой. Изучить уровни познавательной активности учащихся. Классифицировать нетиповые упражнения, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся
Учащийся пассивен Слабо реагирует на требования учителя С трудом включается в учебную деятельность Не имеет высоких оценок по основным учебным дисциплинам Не проявляет желания к самостоятельной работе Предпочитает режим давления со стороны педагога Нулевая активность учащихся
Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня познавательной активности Установить добрые благожелательные отношения с учащимися Обращаться к ученику только по имени Не скупиться на похвалу и одобрение Сохранять ровную поощрительную интонацию во время занятий Успокаивающе или одобряюще прикасаться к ребенку во время занятий Не предлагать учебных заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой
Ситуативная активность учащихся Активность проявляется лишь в определенных учебных ситуациях. Активность определяется в основном эмоциональным восприятием. Предпочитают объяснение нового материала повторению Легко подключаются к новым видам работы При затруднениях легко теряют интерес к занятиям Предпочитают работать по образцу
Тактика занятий учителя с учениками ситуативно активного уровня познавательной деятельности Поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока На уроке использовать план ответа, опорные сигналы, создавать алгоритмы, рисунки-подсказки, таблицы На уроках литературного чтения и окружающего мира ввести защиту кроссвордов, использовать различные приемы работы с текстом Учитывать при организации и проведении уроков индивидуальные особенности каждого ученика, дифференцировать объем выполняемых заданий
Исполнительская активность Учащиеся эмоционально готовы к выполнению любых видов работ, Используют привычные приемы учебных действий Быстро воспринимают учебную задачу и самостоятельно решают её Включаются в любые формы работы Выручают учителя в трудных учебных ситуациях Знания отличаются прочностью и основательностью
Тактика учителя при работе с учащимися активно-исполнительского уровня Не упрощать учебную задачу для учеников этой группы Применять технологии развития критического мышления, проблемного, развивающего разноуровневого обучения Создавать на уроках проблемные, частично- поисковые, эвристические ситуации Предлагать школьникам данного уровня роли экспертов, консультантов при оценивании устных и письменных ответов одноклассников Побуждать ученика к само активности в учении
Творческая активность учащихся Ученик готов включиться в нестандартную учебную ситуацию Сам определяет задачу и предлагает пути её решения Проникает в сущность явлений, их взаимосвязи, строит самостоятельные выводы Может проявлять себя на разных уровнях учебной активности: ситуативного, исполнительского, творческого Деятельность школьника носит уникальный субъективный характер
Тактика учителя в работе с учащимися творческого уровня активности Обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой учебной задачи Учителю важно быть готовым к непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их реальным и виртуальным решениям Предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения Учить детей замечать противоречия, видеть аналогии Убедить учащихся, что можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок Развивать потребность в учении и самообразовании Главным критерием урока должна стать включенность исключения учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
а х ВКОИПНАДЗЕ : 100 х 30 Х 2
Из каких геометрических фигур составлены картинки? Чем отличается одна от другой? В изображенные картинки входят ломаные линии, отрезки, круги, треугольники, прямоугольники, овалы. Дети находят сходство и различие. Упражнения на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов.
Исключение лишнего. Детям предлагаются различные картинки в рамочках. В каждой есть лишний предмет. Найдите его и раскрасьте. Объясните, почему он лишний.
Упражнения на поиск недостающих в ряду фигур Обращаем внимание на форму самолета, крыльев и количество окон. Ответ: 1. Выбери правильный ответ.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления Предлагаем рассмотреть две таблицы с геометрическими фигурами. Квадрат разделен на 9 клеток. В трех из них расположены геометрические фигуры или рисунок. Необходимо расположить в каждой из остальных клеток квадрата рисунки или фигуры так, чтобы в каждом столбце и каждой строке они были разные (разного цвета).
Вставьте вместо фигур числа 2, 3 и 5 так, чтобы получились верные равенства. Одинаковые фигуры означают одни и те же числа. Найдите закономерность и нарисуйте следующие 6 бусинок.
Рассмотрите паровоз. Вставьте недостающее число. Решение: сумма чисел на колесиках локомотива равна числу на трубе. Ответ: 10.
Учиться буду я с душой, Делать все задания. Чтоб пятёрки получать, Приложу старание
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 37 Рихерт Ольга Владимировна учитель начальных классов