Модельный семинар-практикум «Система оценки планируемых результатов младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» Федотова А.В., методист по начальному образованию ГИМЦ, г.Комсомольск-на-Амуре
Методология оценки Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Основное назначение оценки: выявить достижение требований к освоению общеобразовательных программ
обязательность проверки и оценки овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифференциации и специализации. Первый шаг в обновлении системы оценки
Объективность оценки предполагает: Во-первых, соответствие измерителей планируемым целям (требованиям к результатам образования, валидность (надёжность), достоверность содержания проверочной работы. Во-вторых, однозначность оценки работы учащегося любым проверяющим. Выполнение этого условия во многом зависит от выбора формы и способа оценки.
Новые направления: система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов; оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в образовательный процесс ; оценка индивидуального прогресса учащихся.
Основной объект системы оценки планируемые результаты личностные метапредметные предметные
Объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение сформированность внутренней позиции школьника; смыслообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения; морально-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Формы уровня оценки УУД Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как условие успешности выполнения учебных и учебно- практических задач средствами учебных предметов. В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по отдельным предметам
Предметные результаты содержат: систему основополагающих элементов научного знания действия с предметным содержанием
Внутренняя оценка Оценка учителя диагностика тематический самооценка Динамика: индивидуальный прогресс взаимооценка стартовая итоговый промежуточный Оценка ученика состояние текущая срез Степень обобщённости оценки: дифференцированная, интегрированная
Функции внутренней оценки: обеспечивать обратную связь обеспечивать положительную мотивацию учения
Составляющие итоговой оценки выпускника накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Цели системы оценивания устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут, давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Оценка результатов обучения 1)Итоговая работа по русскому языку; 2) Итоговая работа по математике; 3) Итоговая комплексная работа на межпредметной основе.
Цели оценочной деятельности Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий. Мотивировать ученика на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Качественная оценка Отметка – баллы успешности (Б.У.) 5 – бальная система Не достигнут даже необходимый уровень Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось сделать 2(неудовлетворительно). Возможность исправить! Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение 3(удовлетворительно). Возможность исправить! 2 б.у. – полное освоение 4(хорошо). Право изменить! Программный уровень 3 б.у. – частичное освоение 4+(близко к отлично).Право изменить! 4 б.у. – полное освоение 5(отлично) Максимальный уровень 5 б. у. – приближение или выход на максимальный уровень 5+ или 5 и 5 (превосходно) Шкалы оценки
Оценки в Венесуэле соответствуют той ступени образования, на которой обучаются ученики, но классической является числовая шкала оценок в диапазоне от 00 до 20, где 00-минимальная оценка, 20-максимальная, при минимальном удовлетворительном результате в 10 баллов, что соответствует оценке "D" в Соединённых Штатах. Это не очень рационально и некоторые школы Венесуэлы используют шкалу оценок, напоминающую шкалу оценок в США, в которой в качестве оценок используются буквы. Венесуэльская шкала оценок сопоставляется с американской:ВенесуэлеСША Оценка в Венесуэле Буквенная американская оценка Процент по американской шкале (%) A (превосходно, самая лучшая оценка) % 16-14B (хорошо)80-89% 13-12C (средне)70-79% 11-10D (удовлетворительно)60-69% 09-00F (неудовлетворительно)0-59%
В Израиле используется 100-балльная шкала оценивания, где используются следующие оценки:Израиле Оценка Процент Словесное обозначение מצוין (превосходно) טוב מאוד (очень хорошо) טוב (хорошо) כמעט טוב (почти хорошо) מספיק (удовлетворительно) מספיק בקושי (почти удовлетворительно) <4<=40בלתי מספיק/נכשל (неудовлетворительно/провал)
В Непале система оценок делится на 3 уровня:Непале 1 наилучший уровень- 80% и выше 1 уровень- 60% и выше 2 уровень- 45% и выше 3 уровень- 32% и выше Неудовлетворительно- менее 32%
% «1»«1» Недостаточный уровень % «2»«2» Пониженный уровень % «3»«3» Базовый уровень % «4»«4» Повышенный уровень 85 % и более «5»«5» Высокий уровень Городская Модель оценки
Принципы системы оценивания : Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.
Установка на работу в группах
Группа 1 Директор МОУ СОШ 3,6,13,15,19,26, 29, 32, 35, 37, 53, Лиц.1 Зам. директора по УВР МОУ СОШ 5,8,18, 23,24, 28, 31, 34, 38,50, Г.9 Зам.директора по УВР 1 ступени (или рук. МО) МОУ СОШ 4, 7, 14, 16, 22, 27, 30, Лиц.33,36, 42, 51, 62, Г.1. Группа 2 Директор МОУ СОШ 4,7,14,16,22,27, 30, Лиц.33, 36, 42, 51, 62, Г.1 Зам. директора по УВР МОУ СОШ 3,6,13,15,19, 26, 29, 32, 35, 37, 53, Лиц.1 Зам.директора по УВР 1 ступени МОУ(или рук. МО) МОУ СОШ 5, 8, 18, 23, 24, 28, 31, 34, 38, 50,Г.9 Группа 3 Директор МОУ СОШ 5,8,18, 23,24,28,31, 34, 38, 50, Гимн.9 Зам. директора по УВР МОУ СОШ 4,7,14,16,22, 27, 30, Лиц.33, 36, 42, 51, 62, Г.1 Зам.директора по УВР 1 ступени (или рук. МО) МОУ СОШ 3, 6, 13, 15, 19, 26, 29, 32,35, 37, 53, Лиц.1