«Особенности итоговой оценки индивидуальных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО» Крайняя ИВ, руководитель отдела ФГОС НОО ЦРО ХК ИРО
По материалам авторов разработчиков ФГОС НОО Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Логиновой Ольги Борисовны, специалиста отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО
План выступления Особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС Инновационный инструментарий для оценки образовательных результатов Оценка сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов
Итоговая оценка образовательных достижений выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС рассматривается с точки зрения использования ее результатов для принятия решения о переводе учащихся на следующую ступень обучения, для оценки качества начального образования 4
Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Оценка динамики учебных достижений Оценка динамики учебных достижений Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование не персонифицированных данных и др. Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование не персонифицированных данных и др.
Новые образовательные результаты: Личностные Метапредметные Предметные Формы представления результатов: по регионам, образовательным учреждениям, классам, отдельным учащимся, отдельным результатам Инновационный инструментарий для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, для сбора контекстной информации, для сбора контекстной информации, для оценки профессиональной компетентности учителей Управление качеством образования: использование результатов для информирования различных пользователей, принятия решений, индивидуальной поддержки учащихся Система оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС (основные характеристики)
Предметные результаты: тесты для ОИД и ОКО (состояние системы НОО) Метапредметные результаты: Комплексные работы на межпредметной основе, групповые проекты Личностные результаты: Методики самооценки, отношений, структуры мотивации, морально- этические дилеммы, Анкеты для сбора контекстной информации (анкеты для учителей, родителей, администрации) Тесты профессиональной компетентности учителей Инструктивно-методическое сопровождение (положения, регламенты, инструкции, методические рекомендации) Программно-технологическое сопровождение (программные модули для сбора и обработки информации) Инновационный инструментарий
Оценка сформированности предметных результатов
Оценка индивидуальных достижений обучающихся (все выпускники ОУ) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) Оценка состояния системы начального образования (выборочная совокупность) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы) 4. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) 5. Инструментарий для сбора контекстной информации (анкеты для учащихся, учителей, родителей, администрации ОУ) Состав инструментария оценки качества начального образования 9
Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1. Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: псевдо-параллельная (за заданиями базового уровня следуют задания повышенного уровня) 3. Варианты независимые или связанные якорными заданиями 4. Теория измерения: классическая теория тестов 5. Преобладает критериально- ориентированная оценка 6. Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов Оценка состояния системы начального образования 1. Время выполнения: 90 мин. 2.Структура: блочная (нет строгого правила расположения заданий базового и повышенного уровней ) 3. Варианты связаны повторяющимися блоками (возможность построения единой шкалы и выявления тенденций) 4. Теория измерения: классическая теория тестов 5. Преобладает нормативно- ориентированная оценка 6. Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов, построения профилей овладения планируемыми результатами (по содержанию и видам деятельности) Особенности измерительных материалов (на примере оценки предметных результатов) 10
Основные показатели, по которым представляются предметные результаты Успешность освоения учебной программы Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или менее); Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более). - 11
Основные показатели, по которым представляются предметные результаты Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». (%Б/% ПУ) - 12
Стандартизированные измерительные материалы – измерительные материалы, профессионально разработанные на основе теории педагогических измерений; обладают надежными измерительными характеристиками; позволяют объективно оценить, насколько учащиеся овладели требованиями образовательных программ в соответствии с ФГОС; позволяют сравнить результаты каждого ребенка со средними результатами учащихся российских школ; дают достоверные результаты для принятия обоснованных управленческих решений.
Процедура разработки стандартизированных измерительных материалов Разработка авторских заданий теста Содержательная и гистологическая экспертиза заданий теста Доработка заданий теста по результатам экспертизы Апробация тестов Психометрическая экспертиза (моделирование и математическая обработка) Доработка заданий теста по результатам апробации и экспертизы Стандартизация тестов Утверждение итоговых тестов
Оценка сформированности метапредметных результатов 15
Формальные основания: Кодификатор МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с информацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические операции: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение, подведение под понятие, аналогия, суждение чтение Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения 16
Инструментарий Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Первая часть – 1 урок Вторая часть – 2-3 урока Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ карта наблюдений лист планирования и продвижения по заданию презентация видеозапись листы самооценки материалы целенаправленных наблюдений работы учащихся 17
18 Познавательный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ» Исследовательский «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?» Социальный «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки Метод оценки: Наблюдение: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность Описание инструментария: групповые проекты
Сформированность метапредметных результатов оценивается в ходе итоговой оценки индивидуальных достижений. Используется для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования
Оценка сформированности личностных результатов 20
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ само- определение смыслообразование морально- этическая ориентация внутренняя позиция школьника: 1)отношение к школе 2)отношение к учебной деятельности 3)образец хорошего ученика основы гражданской идентичности: 1)Я – гражданин России 2)Я и общее благополучие 3)Я и другие (этнос) мотивационная основа и интересы: 1)широта, выраженность, устойчивость мотивов 2)устойчивость интереса к новому материалу и способам решения Знание норм Самооценка и рефлексия: 1)ориентация на самооценку 2)способность к самооценке Моральное сознание: 1)дифференциация моральных и конвенциональных норм 2)нравственная ориентация 3)этические чувства 4)эмпатия (сопереживание) Ценностные установки: 1)здоровый образ жизни 2)охрана природы 3)чувство прекрасного 4)ценность труда Я – школьник Я и другие Моральное сознание и нормы Ценностные установки Рефлексия Личностные результаты
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе мониторинговых исследований с целью оценки качества образования
Организация мониторинга личностных результатов (обязательные условия) Информирование родителей учащихся о предстоящем мониторинге индивидуально- личностных особенностей их детей и получение согласия на участие их детей в предстоящем обследовании. Использование не персонифицированных данных (персональные данные о результатах обследований не выходят (не собираются или не передаются) за пределы образовательного учреждения.
24 Инструментарий для оценки качества образования: начальная школа, 2013 годы Инструментарий для оценки качества образования: начальная школа, 2013 годы Индивидуальные достижения учащихся Состояние системы начального образования предметные метапредметные личностные РЯ МАОМ Комплексные работы с текстом на межпредметной основе Основа: Пл.Рез блок «Выпуск- ник научится» РЯ Основа: Пл.Рез оба блока МА ОМ Анкеты: самооценка отношение мотивация Групповой проект: индивидуальный уровень ТО ЖЕ + Групповой проект: уровень группы Не допустимо Моральные дилеммы Контекстная информация, анкеты для учителей и родителей
ЧАСТЬ 1 Особенности системы оценки достижения планируемых результатов Измерительные материалы для итоговой оценки Общие подходы Русский язык Математика Итоговые комплексные работы на межпредметной основе Литературное чтение Технология Физическая культура ЧАСТЬ 2 Иностранный язык (английский) Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка ЧАСТЬ 3 Оценка достижения планируемых результатов
Серия «ФГОС: Оценка образовательных достижений» Пособия включают: –тетради с вариантами проверочных работ для учащихся; –книгу для учителя с методическими рекомендации по проведению и оценке выполнения работы, интерпретации и использованию результатов; –компьютерную программу на CD для ввода и обработки данных, получения результатов по классу, по отдельным учащимся и заданиям. Готовятся к выпуску в 2013 годах: Математика. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс. Русский язык. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 5 класс. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 6 класс.
Математика. Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы Авторы: Л.О. Денищева, Г.С. Ковалёва, О.А. Рыдзе, Л.П. Стойлова, Н.В. Шевелева. Под редакцией Г.С. Ковалёвой Пособие знакомит с основными подходами к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в преподавании математики. Кому и чем может быть полезно данное пособие? Учителям – для оценки сильных и слабых сторон своей подготовки по отдельным направлениям преподавания математики Руководителям образовательных учреждений – для оказания методической помощи учителям начальной школы Системе повышения квалификации педагогических кадров – для стартовой диагностики учителей начальной школы в системе повышения квалификации педагогических кадров и определения направлений переподготовки Службам аттестации педагогических кадров – в качестве одного из показателей профессиональной компетентности учителей начальной школы при их аттестации Службам оценки и контроля качества образования, системе управления качеством образования – для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения Педагогическим вузам – для оценки подготовки студентов в области преподавания математики в начальной школе Пособие может привлечь внимание большого круга специалистов и общественности к проблемам педагогической подготовки учителей.
«ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» Методическое пособие /Авт.-сост. И.Е. Терещенко, И.В. Крайняя; научный редактор И.Е.Терещенко. - Хабаровск: ХК ИРО, с.