Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе...»
Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мете. Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все безразличны, как стихия, -Сольются с бездной роковой!.. О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя?
Тютчева часто называют поэтом-философом. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины. Тютчева часто называют поэтом-философом. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины ГГ. Фёдор Иванович Тютчев
Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило её философскими обобщениями, сквозными идеями и образами. Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило её философскими обобщениями, сквозными идеями и образами.
Несмотря на речной простор,
ожившие воды,
несущие во всеобъемлющее море за льдиной льдину,
солнце и ночь, упомянутые в этом стихотворении, речь здесь идёт не о весеннем половодье.
Это стихотворение философское: в нём звучит важнейшая и мучительнейшая для поэта проблема личности, в нём тютчевская картина мира, столкновение его пантеистического мировоззрения с его личным преклонением перед человеческим я.
В этом стихотворении нельзя говорить о наличии лирического героя. Ведь кому оно посвящено? Кто его герой? В центре - человеческое Я, обобщённое, символическое.
Образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также человеческого Я, ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне, – сквозные образы тютчевской лирики.
Пафос стихотворения – грусть, горечь и боль поэта, несмотря на видимую гармоничность нарисованной им пантеистической картины мира, – растворён во всём стихотворении, но самое полное выражение его мы О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? видим в последней, четвёртой строфе:
Это связано с тем, что в этой строфе Тютчев впервые называет вещи своими именами: он прямо говорит о человеческом я, отбросив ненужную ему больше аллегорию – льдину, причём называет его не более чем нашей мысли обольщеньем и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, блистая ли, будучи ли в тени, неизбежимо таять и наконец раствориться в бездне роковой. Это связано с тем, что в этой строфе Тютчев впервые называет вещи своими именами: он прямо говорит о человеческом я, отбросив ненужную ему больше аллегорию – льдину, причём называет его не более чем нашей мысли обольщеньем и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, блистая ли, будучи ли в тени, неизбежимо таять и наконец раствориться в бездне роковой.
Композиция построена по принципу развёртывания или, может быть, лучше сказать – погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания. Композиция построена по принципу развёртывания или, может быть, лучше сказать – погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания.
Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?! – и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе… Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?! – и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе…
Презентацию создали учащиеся 10 А класса МОУ«СОШ 2»: Константин Харьков Дмитрий Гутник