Учет возрастных психологических особенностей детей и подростков при проведении просветительской работы
Младший школьный возраст Отличается доверием к значимому взрослому Конкретно-образное мышление Недостаточная концентрация внимания Яркая окраска фона
Задачи Воспитание отрицательного отношения к одурманивающим веществам вообще, в целом без детализации и аргументации Выработка эмоционально негативной оценки
Средний школьный возраст Задачи Расширение и углубление отрицательного отношения к психоактивным веществам
С 11 лет Становится более импульсивным Частая смена настроения Развивается волевая сфера Авторитарность и прямой нажим и безапелляционная требовательность взрослых приводит к негативизму. Может развиться лживость и замкнутость.
Чрезмерная свобода Эгоистические тенденции в поведении, бессистемность, беспорядочность
Доверительные взаимоотношения со взрослыми формируют: Самоуважение и чувство собственного достоинства Усиливают чувство безопасности
С лет Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе Подросток склонен к уходу в себя Самокритичен и чувствителен к критике Критически относится ко взрослым Перестройка иерархии мотивов Авторитетность сверстников
Дать возможность подростку лучше узнать и понимать себя. Свой организм, свои реакции Ориентация на позитивные ожидания его действий Критика поступков, а не личности
С 14 лет Центр внимания переносится на окружающий мир Растет интерес к другим людям, их внутреннему миру Склонность сравнивать себя с другими Развиваются мыслительные операции Желание преобразовать окружающую жизнь
Обращаться к логике подростка, доказательно обосновывать утверждения, взывать к интеллекту Учитывать потребность быть успешным Дать возможность почувствовать успех, результативность деятельности
Старшие школьники На первый план выступают средства, несущие научно- аргументированную информацию по теме: профессия, здоровье, семья
15 лет Стремление к полной независимости Строятся жизненные планы Развитие самоконтроля, самовоспитания Повышается восприимчивость к вредным влияниям Иногда перестает доверять окружающим Важны ситуации, связанные с напряжением и риском (воспитание решимости, выдержки) Провоцирует стрессовые ситации, конфликты, обостряет дискуссии, чтобы разрушить позицию противника, испытать себя и других. Утвердиться в группе сверстников. Подростки с невысоким статусом наиболее подвержены ее влиянию или внешнему воздействию
Чтобы снизить неблагоприятное влияние группы Необходимо повысить статус подростка, поднять самооценку
Негативизм преодолевается активной позицией, привлечением к преобразованию этого окружения Позиция: «быть своим в своей группе», участие в судьбе других, - с одной стороны, а с другой – «Я сам в ответе за себя»