Проблемно-диалогический подход как средство формирования коммуникативной культуры учащихся начальных классов. учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна
Результаты анкетирования, наблюдения и беседы с учащимися показывают отсутствие определённых умений в области коммуникации, а именно: - нехватка словарного запаса; - односложность при ответе; - отсутствие умения выражать мысль своими словами; - неумение слушать своих одноклассников; - неуверенность и уход от ответа при возможной ситуации.
Причины отсутствия элементарных навыков речевого взаимодействия: 1. До поступления в школу ограниченное общение со своими сверстниками. 2. Увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. 3. Неуверенность в своих силах, преодоление коммуникативного барьера.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Обучение выделяет два основных вида диалогических взаимоотношений: - «учитель-ученик»; - «ученик-ученик».
Приёмы создания проблемных ситуаций в условиях учебной коммуникации. 1. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. 2. Сталкивание учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения. 3. Побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 4. Сталкивание противоречий в практической деятельности. 5. Постановка проблемных задач. 6. Побуждение учащихся к анализу жизненных явлений. 7. Сталкивание при формулировании гипотез. 8. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов. 9. Постановка конкретных вопросов.
Формы работы в процессе проблемно- диалогического подхода к организации коммуникативной деятельности на уроке. 1. Работа в парах. 2. Групповая работа. единая дифференцированная 3. Коммуникативная игра. 4. Создание и защита проекта.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: · умение слышать, слушать и понимать партнёра; · планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; · уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли; · взаимно контролировать друг друга; · распределять роли.
Формирование коммуникативной культуры учащихся может осуществляться в ситуациях, в которых ученик может: - задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное; - делиться своими знаниями с другими; помогать товарищам при затруднении; - защищать своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания; - рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, делать советы.