Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна
Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра. А. С. Макаренко.
Игровые педагогические технологии достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровой технологии на уроке. 1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. 3. Учебный материал используется в качестве ее средства. 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых. 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры (по виду деятельности) физические интеллектуальные трудовые (двигательные) (умственные) социальные психологические Педагогические игры (по виду деятельности)
Педагогические игры (по характеру педагогического процесса) Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Педагогические игры (по характеру игровой методики) Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Игры - драматизации Педагогические игры ( по характеру игровой методики)
Педагогические игры (по игровой среде) На местности С предметами и без них Настольные Комнатные Уличные Компьютерные и с ТСО С различными средствами передвижения
Игровая деятельность используется: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - как технология внеклассной работы (коллективные творческие дела). - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Функции игры. - развлекательная; - по самореализации; - коммуникативная; - терапевтическая; - диагностическая; - -коррекционная; -межнациональная коммуникация; -- социализация.
Требования к играм в образовании. 1. Игровая оболочка. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей. 2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. 3. Возможность действия для каждого ученика. 4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. 5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. 6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели. 7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Технология проведения игры. 1. Подготовка игры: тема; учебные цели: предложение основы для составления модели: определение состава участников игры, распределение ролей: проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участков в аудитории, определение временных границ проведения игры.
2. Проведение игры. разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены взаимодействие в изучении и обсуждении, проблемной информации, в принятии решений). 3. Подведение итогов игры: время; общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности; рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Достоинства игровых технологий. - игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; - игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; - одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе; - посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; - игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям; - игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. Достоинства игровых технологий.