Образование в контексте инновационного развития
Инноватика Инноватика – область научных знаний о процессах инновационной деятельности на предприятиях, в отраслях, регионах и странах и о концепциях, методах и инструментах управления этими процессами. Инновационная деятельность Инновационная деятельность – практическая деятельность, связанная с освоением широкого спектра новшеств (новых, конкурентоспособных видов продуктов, современных технологий, альтернативных ресурсов, эффективных организационных форм производства и управления, формируемых рынков) на предприятиях, в отраслях, регионах и странах.
Инновация (нововведение)- масштабное практическое воплощение нового знания, применение в практической деятельности результатов научной, исследовательской и изобретательской (познавательно творческой) деятельности, базирующейся на результатах НИОКР или случайных озарениях и смекалке. Признаки инновации: новизна; востребованность; реализуемость; воспроизводимость
Актуальные идеи общей инноватики 1. Для современного глобального сообщества все более характерно утверждение как доминирующего инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям.
2. Научная инноватика универсальна как метод успешного решения вопросов теории и практики модернизации сложных систем.
3. Инновация - это нововведение, порождающее процесс динамичного развития. Критерии инновационности Наука: принципиальная новизна, нестандартность теоретических решений, а также связанный с ними взрыв последующих открытий и изменений в практике. Область техники, технологий: эффекты решения сложных проблем, обеспечения роста производительности, качества, прибыли от инноваций. Социально-экономическая, гуманитарная область: эффекты саморазвития объекта, системы, которые появляются от введения инновации.
4. Источники инноваций Интеллектуальная деятельность человека(научно- исследовательская, изобретательская…) Потребности общества (давление рынка…) Деятельность государства (институты национальных инновационных систем…)
Инноватика педагогическая - отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, его принципы, закономерности, методы и средства.
Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия,оценки, освоения и применения педагогических новшеств
Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).
V век: модернизация содержания образования (чему учить?)
вв.: модернизация форм и средств обучения (как учить?)
Образование вв.
Образование вв. (зачем учить?)
Образование вв. мета системная интеграция в социуме
Актуальные уровни инновационных процессов в образовании Стратегии инновационного развития: - унификация образования; -прагматизация ВПО; -развитие непрерывного образования Тактика инновационного развития: - актуализация менеджмента образования; -технологизация обучения; -использование информационных технологий Инновационная педагогическая деятельность: -технологизация обучения; -использование информационных технологий; -учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; -фандрайзинговая деятельность преподавателя
Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Условия инновационной деятельности преподавателя: -профессионально-педагогическая подготовка; -профессионально-личностное саморазвитие.
Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность). Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.
Показатели качества преподавателя (в контексте системы качества образования) уровень компетентности знания и опыт в определенной области науки и практики; потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью; наблюдательность способность подмечать существенные, характерные особенности учеников; способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой; известность; научно-исследовательскую активность; наличие научной школы; способность реализовать педагогический менеджмент и самоменеджмент; владение педагогическими технологиями; профессионально-педагогическое саморазвитие.
Инновационная педагогическая деятельность: субъективные факторы успеха сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.
Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Направления инновационной педагогической деятельности: -технологизация обучения; -использование информационных технологий; -учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении;