Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
26 фактов попытки суицида из них 7 фактов завершенных суицидов Октябрьский район 12-3 Ж \ д район 8-2 Советский район 6-2 Возрастная группа лет - 10 % лет - 15 % лет - 75 % 6 детей из внешне благополучных детей; 1 ребенок – под опекой Причины: 1) конфликт с родителями со сверстниками с любимым 2) нет видимой причины
Факторы, сопутствующие ЧП
- отсутствие отца в раннем детстве; - матриархальный стиль отношений в семье; - воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные; - отверженность в детстве; - воспитание в семье, где были случаи самоубийств.
- акцентуация характера; - употребление алкоголя и наркотиков; - склонность к рискованным финансовым предприятиям; - попытки совершения суицида в прошлом; - изоляция от социального окружения, потеря социального статуса; - разрыв высоко значимых любовных отношений; - затрудненная адаптация к деятельности; - длительные соматические заболевания.
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду ; - усиление жалоб на физическое недомогание; - склонность к быстрой перемене настроения; - жалобы на недостаток сна; - резкое ухудшение или улучшение аппетита; - признаки беспокойства; - признаки вечной усталости; - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи; - отказ от совместных дел; - излишний риск в поступках; - поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни; - необычные вспышки раздражительности; - чувство тревоги и безнадежности; - раздача в дар ценного имущества; - приведение всех дел в порядок; - разговоры о собственных похоронах; - отсутствие планов на будущее; - составление записки об уходе из жизни
«ненавижу жизнь»; «они пожалеют о том, что они сделали»; «не могу этого вынести»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил».
Косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий ( появление с петлей из телефонного провода, игра с оружием, имитирующая самоубийство) Активная подготовка, поиск средств(собирание таблеток, хранение) Фиксация на примерах самоубийств, частые разговоры Символическое прощание с ближайшим окружением Несвойственный тип поведения : замкнутость или возбуждение. Сужение круга контактов, стремление к постоянному уединению
1. Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности) 2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные изменения в будущем) 3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблем, образ «туннеля». 4. Убежденность в том, что самоубийство решит все проблемы.
1. Эмоциональная поддержка 2. Поощрение его положительных устремлений 3. Терпение и желание выслушать 4. Не старайтесь анализировать мотивы его поведения 5. Делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь
Если вы слышите : « Ненавижу школу…», спросите: «Что происходит у нас такого, из-за чего ты себя так чувствуешь?» Если вы слышите : « Все кажется таким безнадежным…», скажите: «Иногда такое бывает с каждым. Давай подумаем, какую проблему нужно решить в первую очередь.» Если вы слышите : « Всем было бы лучше без меня!», скажите: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит.» Если вы слышите : « У меня не получится!», скажите: «Если не получится, я буду знать, что сделал все возможное.»