Мотивационная сфера личности Психологический семинар для учителей школы 37 Материалы педагога-психолога Петровой М.А. Октябрь 2007
Мотивационно-целевой блок ЦЕЛЬ- к чему стремиться человек ЦЕЛЬ- к чему стремиться человек МОТИВ- почему он к этому стремиться МОТИВ- почему он к этому стремиться
потребности (неосознаваемая нужда) потребности (неосознаваемая нужда) мотивы (осознанные потребности) мотивы (осознанные потребности) мотивация (многообразие мотивов, мотивация (многообразие мотивов, побуждающее к деятельности) побуждающее к деятельности)
Мотивы биологические биологические (низшие) (низшие) влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности- влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности- еда, сон, отдых, еда, сон, отдых, безопасность безопасность социальные социальные (высшие) (высшие) интересы, идеалы, интересы, идеалы, убеждения личности – убеждения личности – вера, карьера, социальный статус, осознание смысла жизни вера, карьера, социальный статус, осознание смысла жизни
Иерархия мотивов по А. Маслоу Иерархия мотивов по А. Маслоу В самоактуализации В уважении и престиже В любви и привязанности Потребность в безопасности Физиологические потребности
Иерархия мотивов по А. Маслоу Иерархия мотивов по А. Маслоу В самоактуализации В уважении и престиже В любви и привязанности Потребность в безопасности Физиологические потребности ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ МОГУТ НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ УДОВЛЕТВОРЕНЫ МОГУТ НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЕГО БОЛЕЕ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЕГО БОЛЕЕ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Самоактуализирующаяся личность Полное принятие реальности Принятие других и себя Проф.увлеченность Независимость от соц. среды Способность к пониманию других Новизна Различение добра и зла Естественность поведения Юмор Саморазвитие Готовность к решению новых проблем
ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ МОГУТ НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЕГО БОЛЕЕ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ МОГУТ НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЕГО БОЛЕЕ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Этапы коррекционной работы учителя по развитию мотивационной сферы ребенка Четкое выделение поставленной цели (ближней и дальней), осознание и принятие ее ребенком Каков будет результат в случае приложения усилий (по возможности персонифицировать) Словесное описание необходимых действий для получения результата на понятном ребенку языке Формирование у ребенка мотива преодоления трудностей и способов правильного реагирования на ситуацию
Как только мы начинаем задавать ребенку вопросы «Почему ты ведешь себя так?», «Как ты можешь Как только мы начинаем задавать ребенку вопросы «Почему ты ведешь себя так?», «Как ты можешь объяснить свой поступок?», мы переводим его из неосознаваемого объяснить свой поступок?», мы переводим его из неосознаваемого в осознаваемый пласт, пробуждаем в осознаваемый пласт, пробуждаем его мотивационную систему. его мотивационную систему.
Мотивы деятельности Мотивы деятельности Достижение успеха- Достижение успеха- стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения Избегание неудачи- устойчивое стремление избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности Избегание неудачи- устойчивое стремление избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности
Мотивационная установка Я ХОЧУ… Я МОГУ… Я МОГУ… Я БУДУ… Я БУДУ…