Физико литературный урок «Я познаю науки»
Цель урока: Закрепить знания по изученным темам; Применить свои знания в нестандартных ситуациях; Развитие внимания, воображения, способности к анализу.
I. Экспериментальный II. Поэтическо-физическая викторина III. Кроссворды / Конкурс болельщиков IV. Теоретический V. Конкурс Всезнаек Заключение
I. Э КСПЕРИМЕН - ТАЛЬНЫЙ
Р АЗМИНКА
ПЛАВЛЕНИЕ ИСПАРЕНИЕ кипение КОНДЕНСАЦИЯ КРИСТАЛЛИЗ АЦИЯ ТВЕРДОЕ СУБЛИМАЦИЯ газообразное жидкое
t, t,мин t кип 0
II. П ОЭТИЧЕСКО - ФИЗИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Из стихотворения «Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало». Вот зеркало мое - прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек... Но я, покорствуя судьбине, Не в силах зреть себя в прозрачности стекла, Не той, которой я была, Но той, которой ныне». Вопрос. Какое физическое явление и какая закономерность лежат в основе действия зеркала? (Отражение света. Угол падения равен углу отражения.)
2. Из романа «Евгений Онегин». Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е. (Конденсация водяного пара.) Вопрос. Какое физическое явление при этом происходило?
Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар. Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар. Вопрос. О каких тепловых явлениях идет речь в этом четверостишии? (Нагревание и испарение.) 3. Из романа «Евгений Онегин». Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись... (Охлаждение чая в блюдечке происходит быстрее, чем в чашке, так как площадь соприкосновения чая с относительно холодным воздухом больше.) Вопрос. Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек? 4. Из романа «Евгений Онегин».
5. Из стихотворения «Анчар». (Плавление и отвердевание.) Вопрос. О каких физических явлениях идет речь? Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зноя, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
III. К РОССВОРДЫ / К ОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Загадки 1. Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани.) Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу - летом? (Летом трение скольжения полозьев намного больше, чём трение качения колес телеги.) 2. Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль.) Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пресной реки в море? (Уменьшится, так как увеличивается плотность воды, а следовательно, увеличивается сила Архимеда, выталкивающая корабль.) 3. Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница.) Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы? Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения
4. Вода по воде плавает. Вопрос. Почему лед плавает по воде? (Лед.) (Плотность льда меньше плотности воды.) 5. Дерево даешь - съедает, от воды же умирает. (Огонь.) Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность.) 6. Мир обогреет, усталости не знает. (Излучение) Вопрос. Какая энергия Солнца достигает Земли? (Солнце)
IV. Т ЕОРЕТИЧЕСКИЙ
М Ы, ИГРАЯ, ПРОВЕРЯЕМ, Ч ТО УМЕЕМ И ЧТО ЗНАЕМ !
Р АЗМИНКА
I,U,R, Sρ,,P I,U,R, A, t
P=U*I, R=ρ* /s A=U*I* t I=U/R
I U R S ρ В А Ом м мм 2 Ом*мм 2 / м
Задача В электрическую сеть последовательно включены плитка, реостат и амперметр, сопротивление которых R1 =50 Ом, R2=30 Ом, R3=0,1 Ом. Найти напряжение на плитке, реостате и амперметре, если в цепи протекает ток равный 4 А. Решения задач :
V. К ОНКУРС В СЕЗНАЕК
Можно привести следующие приметы: "Какой пень, какая колода, такая погода" "Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь" " Ясный Млечный Путь - летом к вёдру " Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде" "Осенний иней к сухой и солнечной погоде» Обильная роса- к хорошей погоде» "Солнце красно заходит- к ветру" "Кольцо вокруг солнца- к ненастью » "Мало звёзд на небе - к ненастью" "Если звёзды блестят ярко - к стуже" "Табак сыреет- к сырой погоде "Соль мокнет - к дождю"