Кретинина Светлана Владимировна учитель математики МОУ Верх-Камышенская СОШ
«Формирование общих умений и навыков при обучении на уроках математики.» « Школьный урок в свете математической подготовки учащихся. »
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование. В.Г.Белинский
Проблемы в изучении математики Недостаточно прочное владение теоретическими понятиями. Медленное выполнение вычислительной работы. Ошибки в вычислениях. Не совсем рациональный способ решения. Неумение дать верный ответ.
Типы уроков. Уроки в виде соревнований и игр. Урок – исследование. Конференция. Урок – консультация. Урок – практикум. Урок – выставка. Урок – диспут. Заочная экскурсия. Тестирование. Урок – зачет. Урок – сказка. Цикл уроков, направленных на изучение нового, его закрепление и т.д.
Игра на уроке «плюс» Дает возможность реализовать свои способности. Изменяет представление об окружающем мире. Способствует приобретению новых полезных навыков. Приучает подчиняться правилам.
«минус» Это не универсальное средство, а одно из средств обучения. Не всегда и не все ученики усваивают программу при игровой деятельности, так как внимание обращают на игру, а не на учебный материал.
Урок - экскурсия Проценты. Работа с графиками. Задачи на движение и т.д.
Групповая работа «плюс» Повышение учебной и познавательной мотивации учащихся. Снижение уровня тревожности, страха оказаться неуспешным. Происходит взаимообучение. Улучшается психологический микроклимат в классе. Возникает умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
«минус» Отрицательно срабатывает принцип «сильный – слабый».
Формирование самоконтроля в процессе усвоения знаний и умений Внешний контроль (Учитель, родители) (группа, пары) Взаимоконтроль Самоконтроль
Внешний контроль Побуждение учащихся к самоконтролю Косвенное развитие самоконтроля Непосредственное развитие самоконтроля Формирование потребности к самоконтролю Разъяснение приемов самоконтроля Инструкции по проведению самоконтроля Выявление причин собственных ошибок Предупреждение ошибок Проверка учащимися деятельности учителя
Тестирование Применяется для оперативной оценки знаний учащихся. НО! Фиксируется только результат, а не ход решения. Есть возможность угадывания ответа.
Типы тестов 1. Установление истинности утверждения. 2. Выбор верного ответа из нескольких заданных. 3. Заполнение пропусков в истинном предложении. 4. Установление соответствия между элементами. 5. Логические задания.
Вариант самоанализа урока 1. Какие цели достигались на уроке? Какие были главные? Какова их взаимосвязь? 2. Какова специфика (тип) урока, его место в теме. 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании? 4. Распределение времени на отдельные этапы урока. 5. Главный акцент урока. 6. Обоснование выбора методов и средств обучения. 7. Как реализовывался дифференцированный подход к обучению? 8. Чем обоснованы формы проверки и контроля знаний учащихся? 9. Предупреждение перегрузки учащихся. 10. Плотность урока. 11. Достигнуты ли поставленные цели? Какие изменения необходимы при проведении такого урока?