Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
1 Слуховое восприятие 2 Речедвигательное восприятие 3 Рукодвигательное восприятие 4 Комбинированное восприятие
Отбор упражнений в соответствии со структурой орфографической зоркости Анализ задания и текста ВзаимоконтрольСигнальные карточки Отработка способов обнаружения орфограмм Самоконтроль и взаимопроверка
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Упражнения 1 Звуковой анализ(ежедневно) 2 Работа над ошибками(ежедневно) 3 Образец звучащего слова 4 Протяжное интонирование звука 5 Подбор слов к звуковой модели 6 Игровые моменты Упражнения:
Дидактические игры ''Светофор''. Зажги маячок Секрет «зеленой пасты» Кто самый внимательный (поиск орфограмм в «чистом тексте»)
Виды работ Комментированное письмо Письмо с проговариванием Орфографическое чтение Зрительный диктант Списывание с заданием
Алгоритм 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.