Биосоциальная природа человека или «сколько человеческого в человеке?»
Словарь терминов биология эволюция психология адаптация центральная нервная система головной мозг
биология психология Изучает все живые существа от вирусов до человека и их взаимодействие с окружающей средой Эволюция Процесс, посредствам которого происходит изменение видов живых существ Исследует развитие психических процессов человека, особенности поведения во взаимодействии с окружающей средой взаимосвязь различных психических функций (чувств, поступков и знаний) адаптация приспособление организма к изменяющимся внешним условиям
Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
Центральная нервная система Головной мозг Спинной мозг
Головной мозг Всё, что мы воспринимаем, о чем думаем, все наши переживания и открытия – результат работы мозга.
Эволюция головного мозга
Триединый мозг Рептильный мозг 100 млн лет Лимбический мозг 50 млн лет Кора головного мозга 2 млн лет
Рептильный мозг продолговатый мозг, мост, средний мозг возраст: 100 млн. лет отвечает за: физическое выживание инстинкты, сенсорно-моторные реакции
Лимбическая система (мозг млекопитающего ) промежуточный мозг (таламус, гипоталамус) возраст: 50 млн. лет отвечает за: эмоции, ощущения, переживания, работу внутренних органов Лимбическая система (мозг млекопитающего ) промежуточный мозг (таламус, гипоталамус) возраст: 50 млн. лет отвечает за: эмоции, ощущения, переживания, работу внутренних органов
Неокортекс (мыслящий мозг) кора больших полушарий головного мозга и подкорковых образований составляет 80% всей массы мозгового вещества, присущ только человеку это центр высшей умственной деятельности – средоточие Интеллекта и сознания отвечает за: мышление, принятие решений, реализацию творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью.
Триединый мозг Рептильный мозг Лимбический мозг Кора головного мозга
Два уровня сознания (разные способы понимания и восприятия) Рациональный (интеллект) Интуитивно- эмоциональный Думаю, анализирую Включается кора головного мозга Опора на знания и опыт Чувствую,ощущаю Включается рептильный мозг и лимбическая система Опора на интуицию, органы восприятия
Зрелая личность Действую поведение Думаю Рациональный уровень КУЛЬТУРА Чувствую Интуитивно- эмоциональный уровень - НАТУРА Я
Рациональный (интеллект) Интуитивно- эмоциональный ситуация Решение Действие motion Е-motion Е-motion + интеллект
Принципы взаимодействия с окружающей средой Рептильный мозг инстинкт Мозг млекопитающего инстинкт+эмоции Неокортекс,мозг человека Инстинкт+эмоции+интеллект
«не могу собраться с мыслями» Эмоции бесконтрольно бушуют внутри человека, как природная стихия Задача Научиться управлять эмоциями с помощью интеллекта Подключить разум
вопрос
С ЧЕГО начинается Человеческая культура? с запретов и правил
Человеческое в человеке Формируется Как?
«Человек, будучи животным существом, должен преобразовать себя в существо моральное.» Кант «Человек, будучи животным существом, должен преобразовать себя в существо моральное.» Кант
Структура личности
Динамика развития личности родитель «знаю» «надо», «должен» взрослый действую дитя чувствую «хочу» я Принятие решений, действия Р В Д Чужой опыт, знания, правила, запреты и разрешения Наш собственный опыт, детские впечатления и переживания 6-18 мес – лимбическая система ( эмоциональная связь с миром) 0-6 мес – рептильный мозг, (выжить физически) 18 мес – 3 года – кора головного мозга (речь, понятийный интеллект, стадия мышления) 6-12 лет – освоение ПРАВИЛ 3- 6 лет – стадия идентичности (Кто Я? Кто другие?) Чувства, эмоции Правила и запреты
А ДАЛЬШЕ?
Интеграция всех частей структуры личности лет в др
вопрос
Чем измеряется человеческое в человеке?