Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н.А.Некрасов.
Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считает, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей. Работу над комедией Гоголь начал, будучи известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С.Пушкин.
Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 г. Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была готова к декабрю 1835 г. Черновые наброски писатель всегда делал быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 г., он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 г. Прижизненных редакций было три: 1836, 1841, 1842.
Род- драма. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь в драме присутствует лишь в виде ремарок. Ремарки -краткие замечания для актеров.
Жанр- комедия. Комедия-жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей художественного произведения юмористическимсатирическимдрамы
Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Гоголь очень внимательно относился с читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть ее глазами автора. Необычными были и подробные «замечания для господ актеров», которые следуют за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы. Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем.
Рассмотрим комедию: Сколько актов в пьесе и из скольких явлений состоит каждый акт? В комедии пять действий, в каждом от шести до шестнадцати явлений. 25 конкретно действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Какой можно сделать вывод? Дана широкая картина русской жизни, своеобразная анатомия уездного городка.
Первой фразой автор очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд для них «пренеприятное известие».
Место и время действия Уездный город удален от центра: «Да от сюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Время действия – 1831 г., т.к. судья докладывает, что с 1816 г. Был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет. Скорее всего действие охватывает двое суток, т.к. Хлестаков во втором явлении говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то за завтраком: в голове до сих пор стучит».
Уже по I действию можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.