Майский 2009 Классный час «Деньги в жизни человека»
План Причины возникновения, формы и функции денег С монетой сквозь века Какие деньги были на Руси Дискуссия на тему «Могут ли деньги быть средством поощрения и наказания» Анкета
Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Например, в XV в. в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и потому тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом: за подкову 1 рыбина за пару женских башмаков 3 рыбины за бочонок вина 100 рыбин за бочонок сливочного масла 120 рыбин
Человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести через себя любые сделки. Многие века наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы серебро и золото, которые имели ряд преимуществ: однородность; высокая ценность даже малого объема; устойчивость к воздействиям окружающей среды; легкая делимость на произвольные по размеру части; умеренная ограниченность; относительная стабильность предложения. Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран мира и на протяжении веков слова «золото», «серебро» и «деньги» были синонимами.
Монеты, которые ныне чеканятся на государственных монетных дворах, - это самый древний вид денег: в Древней Греции монеты начали чеканить еще в VIII-VII вв. до н. э. В Риме первый монетный двор был учрежден при храме Юноны- Монеты, откуда и произошел этот термин. Материалом для изготовления монет обычно служат специальные сплавы, обладающие хорошей устойчивостью к истиранию, поскольку монета так быстро переходит из рук в руки, что мягкий металл не прослужил бы и года.
Старинные мелкие монеты веков.
С древнейших времен Русь, а позднее и Московское государство, не имея собственной добычи металлов, получали их в слитках, монетах и изделиях от других народов через торговлю и пользовались иностранной монетой в торговом обороте наряду с мехами. Наиболее широко на Руси ходили арабские денежные знаки: золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы. Если для расчетов не хватало разменной монеты, нормальным считалось разрезать монеты на части. Иногда их даже специально чеканили с учетом этого обстоятельства. На обороте монеты делался крест, позволяющий точно разделить ее на две или четыре части.
Рубли 19 века (1827,1892,1896 гг.)
Советские монеты образца 1961 года.
Советские юбилейные монеты.
В странах западной цивилизации пионером в деле широкого выпуска бумажных денег стали Североамериканские Штаты (предтеча нынешних Соединенных Штатов Америки) - в 1690 г. такие денежные знаки стал печатать штат Массачусетс. В Европе первой решила перенять американский опыт Франция: в гг. знаменитый экономист и банкир Джон Ло начал печатать банкноты Королевского банка. Первоначально наибольшее распространение получили банкноты, что означает «банковские билеты». Такой банковский билет выписывался банкиром. Это было его обязательство выплатить в любой момент подателю билета указанную на этом документе денежную сумму.
Начиная со времен первой мировой войны, в большинстве стран мира банкноты центральных банков стали основным средством всех наличных платежей, то есть главной формой наличных денежных средств. Их дополняет разменная монета, которую чеканят специальные государственные организации - монетные дворы.
Денежные знаки России до реформы 1924 г. – НЭПа.
Советские денежные знаки 1961 года.
Последние «советские» денежные знаки 1991 года.
Испокон веков люди знали: быть честным – значит иметь совесть. 1. Что важнее сейчас для каждого из вас: oбыть честным, oдобросовестным, oдобропорядочным или … oбогатым? 2. Можно ли честным трудом заработать большие деньги? 3. Нужно ли быть зависимым от денег?
4. Кто такие олигархи? 5. Имеют ли право олигархи занимать такое же почетное место в обществе, как ученые, космонавты, герои России? 6. Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов? 7. Как Вы понимаете смысл пословицы «От тюрьмы и от сумы не зарекайся»?
8. Как вы думаете – «преуспевающий» и «богатый» одно и тоже? 9. Кто такие бизнесмен, меценат? Были ли они в прошлом? 10. Какие Вы видите способы, чтобы стать преуспевающим человеком сегодня? 11. Как Вы понимаете выражение «Жить, чтобы иметь деньги, или иметь деньги, чтобы жить»?
Анкета 1. Должны ли дети получать деньги на карманные расходы? 2. Может ли ученик получать деньги от родителей за хорошую учебу (за помощь по дому)? 3. Должны ли родители спрашивать сдачу, оставшуюся от покупок? 4. Хотели бы вы получать деньги в качестве подарка? 5. Можете ли вы взять деньги у родителей без разрешения? 6. Может ли человек, привыкший учиться «за плату», стать честным и трудолюбивым? 7. Считаете ли вы что «хороший ученик» = «преуспевающий бизнесмен»? 8. Можно ли честным трудом заработать большие деньги?
В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономика" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".
Пермский край, г.Краснокамск, п.Майский, МОУ «Майская средняя общеобразовательная школа», ул.Центральная 5. © Фомина Г.П г.