МОУ «СОШ 11 им. И. А. Кабалина» Выполнила: Хасянова Зиля Учитель: Михайлова Галина Николаевна Руководитель: Заведующая библиотекой средней школы 11 им. И. Кабалина г. Канаш Антонова Галина Васильевна
Из истории. Чувашское народное музыкальное искусство. Богатая и развитая музыкальная культура чувашей привлекала внимание многих исследователей. В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребёнок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой, так, например, сильнейшим оскорблением для покойного считалось отсутствием на поминках танцев и песен. Чувашское народное музыкальное искусство. Богатая и развитая музыкальная культура чувашей привлекала внимание многих исследователей. В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребёнок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой, так, например, сильнейшим оскорблением для покойного считалось отсутствием на поминках танцев и песен.
По исследованиям зарубежных ученых, некоторые инструменты были привнесены булгарскими племенами в Европу и распространились среди европейских народов. Несомненно влияние музыкальной культуры предков чувашей на тюркскую, монгольскую культуру и культуру народов Сибири. Знаменитый словарь чувашского языка Н. И. Ашмарина хранит в себе более 150 музыкальных инструментов.
Книга состоит из следующих разделов: Глава 1: Струнные музыкальные инструменты. Глава 1: Струнные музыкальные инструменты. Глава 2: Духовные музыкальные инструменты. Глава 2: Духовные музыкальные инструменты. Глава 3: Мембранные музыкальные инструменты. Глава 3: Мембранные музыкальные инструменты. Глава 4: Самозвучащие музыкальные инструменты. Глава 4: Самозвучащие музыкальные инструменты.
Струнные музыкальные инструменты. Гусли, создаваемые чувашскими мастерами, были так совершенны, что ими пользовались и профессиональные музыканты. Гусли, создаваемые чувашскими мастерами, были так совершенны, что ими пользовались и профессиональные музыканты.
Духовные музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты имеют три подгруппы: язычковые, флейтовые, мундштучные. Духовые музыкальные инструменты имеют три подгруппы: язычковые, флейтовые, мундштучные.
Мембранные музыкальные инструменты. Мембранные музыкальные инструменты. Мембранные ударные инструменты типа барабанов были известны предкам чувашей с глубокой древности. Мембранные ударные инструменты типа барабанов были известны предкам чувашей с глубокой древности.
Самозвучащие музыкальные инструменты. Материал самозвучащих инструментов благодаря своей жёсткости и упругости издаёт звук, не нуждаясь в натянутых перепонках или струнах. Материал самозвучащих инструментов благодаря своей жёсткости и упругости издаёт звук, не нуждаясь в натянутых перепонках или струнах.
Об авторе.
Заслуженный работник культуры Чувашской Республики В. С. Чернов Заслуженный работник культуры Чувашской Республики В. С. Чернов
Чернов Виктор Семёнович родился 12 марта 1939 года в деревне Шигали Урмарского района в многодетной семье, где росло восемь детей, он был седьмым ребёнком и пятым сыном. Отец его - Семён Иванович, мать – Анна Степановна происходили из состоятельных родов. Чернов Виктор Семёнович родился 12 марта 1939 года в деревне Шигали Урмарского района в многодетной семье, где росло восемь детей, он был седьмым ребёнком и пятым сыном. Отец его - Семён Иванович, мать – Анна Степановна происходили из состоятельных родов.
70-летие В. Чернова: мастер дарит не только жизнь, но и душу чувашским музыкальным инструментам. Сегодня исполняется 70 лет В. С.Чернову - художнику, народному мастеру, педагогу, музыканту, краеведу-исследователю, заслуженному работнику культуры Чувашской Республики. В. Чернов занимается скульптурной резьбой, мозаикой, росписью. Его чудесные произведения хранятся в Чувашском государственном художественном музее, Национальном музее Чувашской Республики, Музее музыкальных инструментов им. М. И. Глинки (Москва), частном собрании Е. В. Енькка – дочери художника (около 100 работ). Работы Виктора Семеновича всегда привлекают внимание посетителей городских, районных, республиканских и российских выставок: своим изяществом, национальным колоритом, мастерством исполнения. Сегодня исполняется 70 лет В. С.Чернову - художнику, народному мастеру, педагогу, музыканту, краеведу-исследователю, заслуженному работнику культуры Чувашской Республики. В. Чернов занимается скульптурной резьбой, мозаикой, росписью. Его чудесные произведения хранятся в Чувашском государственном художественном музее, Национальном музее Чувашской Республики, Музее музыкальных инструментов им. М. И. Глинки (Москва), частном собрании Е. В. Енькка – дочери художника (около 100 работ). Работы Виктора Семеновича всегда привлекают внимание посетителей городских, районных, республиканских и российских выставок: своим изяществом, национальным колоритом, мастерством исполнения. Чувашском государственном художественном музее Чувашском государственном художественном музее
Заслуженный работник культуры Чувашской Республики занимается изучением чувашских музыкальных инструментов, их реконструкцией и изготовлением. Виктором Семеновичем выявлено более 50 чувашских инструментов! Является активным пропагандистом распространения среди чувашей древней народной музыкальной культуры, автором ряда научных исследований: «О чувашских народных музыкальных инструментах», «Столярные и слесарные режущие инструменты чувашских народных мастеров», «Чувашские народные музыкальные инструменты», «Чувашский купăс», «О традициях чувашского народа в музыкальном воспитании», «Чувашская тăмра» и др. Заслуженный работник культуры Чувашской Республики занимается изучением чувашских музыкальных инструментов, их реконструкцией и изготовлением. Виктором Семеновичем выявлено более 50 чувашских инструментов! Является активным пропагандистом распространения среди чувашей древней народной музыкальной культуры, автором ряда научных исследований: «О чувашских народных музыкальных инструментах», «Столярные и слесарные режущие инструменты чувашских народных мастеров», «Чувашские народные музыкальные инструменты», «Чувашский купăс», «О традициях чувашского народа в музыкальном воспитании», «Чувашская тăмра» и др.
Заключение. Несомненно, что во всех вопросах, касающихся чувашских народных музыкальных инструментов, ещё много «белых пятен». Очень интересной, но не разработанной представляется история появления и развития музыкального инструментария. Неопределёнными остаются многие термины, связанные с инструментами, ещё больше вопросов в их конструкции и особенностях звучания.
Книга привлечёт внимание специалистов к проблеме сохранения чувашских народных музыкальных инструментов и окажет помощь народным мастерам. Книга привлечёт внимание специалистов к проблеме сохранения чувашских народных музыкальных инструментов и окажет помощь народным мастерам.