Ни один писатель не может пройти мимо деревенских проблем. Это национальные проблемы, если говорить честно. Василий Белов
дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и форсированную индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию... представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север (например, Абрамов, Белов, Яшин), центральные районы страны (Можаев, Алексеев), южные районы и казацкие края (Носов, Лихоносов), Сибирь (Распутин, Шукшин, Акулов)... создала в литературе ряд типов, дающих понимание того, что есть русский характер и та самая загадочная русская душа. Это и знаменитые шукшинские чудики, и мудрые распутинские старухи, и его же опасные архаровцы, и много терпеливый беловский Иван Африканович, и боевой можаевский Кузькин по прозванию Живой...
А.Яшин, В.Тендряков, Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, Б.Можаев, В.Шукшин, Е.Носов, И.Акулов, М.Алексеев, В.Личутин, В.Лихоносов, Б.Екимов... В. Овечкин, Е.Дорош, К.Буковский, Ю.Черниченко, А. Стреляный
В центре внимания этой литературы стояла послевоенная деревня – нищая и бесправная (стоит вспомнить, что колхозники, например, до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения начальства не могли покидать места приписки). Правдивое изображение такой действительности в рассказах А.Яшина Рычаги (1956) и Вологодская свадьба (1962), повестях Вокруг да около (1963) Ф.Абрамова, Подёнка -- век короткий (1965) В.Тендрякова, Из жизни Фёдора Кузькина (1966) Б.Можаева и в других подобных произведениях являло собой разительный контраст с лакировочной соцреалистической литературой того времени и вызывало подчас гневные критические нападки.
После того как крестьянство получило, наконец, паспорта и смогло самостоятельно выбирать себе места проживания и виды деятельности, начался массовый отток населения из сельской местности в города ; особенно это касалось так называемой Нечернозёмной зоны. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни, где царили вопиющая колхозно - совхозная бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей... В чём же причины таких бед ? В попытках найти ответ на эти вопросы авторы возвращались памятью в военные годы, когда силы деревни были надорваны ( романы Ф. Абрамова Братья и сёстры и Две зимы и три лета (1958 и 1968 соответственно ), повесть В. Тендрякова Три мешка сорной пшеницы (1973) и другие ), и касались такого губительного явления в агрономической науке, как процветавшая многие годы недоброй памяти лысенковщина ( повести Б. Можаева День без конца и без края, 1972, В. Тендрякова Кончина, 1968), либо занимались ещё более далёкими историческими периодами -- например, роман С. Залыгина о гражданской войне Солёная падь (1968) или книга В. Белова Лад. Очерки народной эстетики (1981), посвящённая жизни дореволюционной общины Севера...
Однако самая главная причина раскрестьянивания человека на земле проистекала из Великого перелома ( перелома хребта русского народа, по определению Солженицына ), то есть насильственной коллективизации годов. И писатели - деревенщики прекрасно это сознавали, но до отмены цензуры им было крайне сложно донести до читателя всю или хотя бы часть правды об этом трагичнейшем периоде. Тем не менее в печать всё - таки смогли пройти несколько таких произведений, посвящённых деревне перед самым началом коллективизации и во время первого её этапа. Это были повесть С. Залыгина На Иртыше (1964), романы Б. Можаева Мужики и бабы, В. Белова Кануны ( оба ), И. Акулова Касьян Остудный (1978). Во время перестройки и гласности были наконец опубликованы ранее лежавшие в столах непроходные рукописи : вторая часть Мужиков и баб Можаева, Год великого перелома Белова ( оба ), рассказы Тендрякова Хлеб для собаки и Пара гнедых (1988)
Фёдор Александрович Абрамов ( ) Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне. Главным детищем Абрамова стала тетралогия, повествующая о большой семье Пряслиных, о жизни их дальнего села Пекашина. Действие первого романа Братья и сёстры (1958) охватывает весну и лето 1942 года; второго -- Две зимы и три лета (1968) -- период от начала 1945-го до лета 1948-го; события третьего -- Пути-перепутья (1973) – происходят в 1951 году. Если первый роман посвящён бабьей войне в тылу, то соответственно второй и третий -- не менее, если даже не более, тяжёлым послевоенным годам в деревне, напоминающим эпоху военного коммунизма, где царят голод, напряжённый и почти бесплатный труд, страх и аресты, -- при том что главный стимул (Всё для фронта, всё для победы), помогавший людям как-то примиряться с действительностью, уже отсутствует. Впоследствии к этой трилогии, получившей в 1975 году Государственную премию СССР, был добавлен роман Дом (1978), где село Пекашино показано уже в иную, застойную эпоху. Колхоз преобразован в убыточный, крестьяне не скрывают незаинтересованности в результатах труда (Раньше людей работа мучила, теперь люди работу мучают).
Одно из первых произведений Белова, повесть Привычное дело (1966), стало заметнейшим явлением деревенской прозы. Герой повести, Иван Африканович Дрынов -- многодетный колхозник, человек добрый и терпеливый, воспринимает свои бедность и бесправие как данность (Жись она и есть жись). Единственная его попытка улучшить своё положение, уехав в город на заработки, кончается поспешным возвращением назад -- ибо не в силах он поменять место и привычный уклад своей жизни, своей деревни, своего колхоза. Как отмечал критик Ю.Селезнёв, Иван Африканович активен как личность тогда, когда он в коллективе, и раскрывается его личность через коллектив, его и можно определить как коллективную личность, в отличие от личности автономной. (Последнюю, пожалуй, представлял строптивец Кузькин из повести Б.Можаева Живой, вышедшей в один год с Привычным делом.) Василий Иванович Белов (род. 1932)
Борис Андреевич Можаев ( ) Первые его прозаические произведения создавались на основе местного материала и посвящались не деревне, не человеку на земле, а, скорее, человеку в лесу: героями их чаще всего становились охотники, лесозаготовители, строители таёжных посёлков, хозяйственники... Таковы рассказы В избе лесничего, Охота на уток (оба ), Ингани (1955), Трое (1956) и другие, а также ряд повестей, изданных под общим названием Дальневосточные повести (1959), -- Саня, Наледь, Тонкомер... Можаев поднимал проблемы варварского обращения с тайгой при существовавших хозяйственных механизмах, которые не только губят природу, но часто и ломают людские судьбы. Последнее особенно наглядно показано в Тонкомере, где главный герой, восстающий против преступных леспромхозовских порядков, не только – вопреки тогдашней соцреалистической традиции – не побеждает, а, напротив, теряет всё: работу, здоровье, жильё, превращаясь в бомжа...
Евгений Иванович Носов (род. 1925) У Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, отсутствует пресловутое противопоставление праведной деревни и неправильного города. При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село. Люди, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми тёплыми чувствами: Храм Афродиты (1967), Шумит луговая овсяница (1966), Во субботу, день ненастный... (1968) и многие другие произведения.
Василий Макарович Шукшин ( ) Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы.
Валентин Григорьевич Распутин (род. 1937) Первым произведением, принёсшим ему известность, стала повесть Деньги для Марии (1967). Это история о том, как у деревенской продавщицы, исключительно по её торговой неопытности, обнаруживается крупная недостача, которую необходимо срочно возместить за три дня; большинство жителей уклоняются от помощи своей попавшей в беду односельчанке, несмотря на вроде бы сочувственное к ней отношение... Человек на границе жизни и смерти -- тема, особенно занимающая Распутина. Две героини его повестей -- старые Анна из Последнего срока (1970) и Дарья из Прощания с Матёрой (1976) -- готовятся встретить свою смерть спокойно, достойно, с осознанием выполненного земного долга.