Марийская семья Автор Лукичева Зина 11 кл., СШ-5. Руководитель: Князева Наталья Владимировна
Марийская семья – коллектив, объединенный кровным родством и тесными хозяйственными связями. Все члены семьи за редким исключением, были родственниками по крови. Семья являлась экономическим коллективом, в котором все ее члены были связаны общей собственностью, совместным производством и потреблением.
Большая семья Большие семьи включали несколько брачных (супружеских) пар двух – трех поколений: Стариков Женатых сыновей (иногда и женатых внуков) Детей Численность большой семьи была довольно значительной – от одного до трех – четырех десятков человек. Чаще 16 – 24 человек.
Разновидности больших семей Различной степеней родства дяди племянники двоюродные братья Одной степени родства отец женатые сыновья (иногда женатые внуки) дети одна ветвь близких родственников
Малые семьи Двухпоколенные Родители и их дети Трехпоколенные Родители одного женатого сына дети
Семьи с замужней дочерью были редки, так как примачество – марий суртыш пуртымо (когда зять проживает в семье родителей жены ) для них в прошлом не было характерно. Численность малых семей зависела от числа детей у младшей супружеской пары. Обычно они состояли из 5 – 7 членов и не превышали 10 – 12 человек.
На размеры семьи сильно влияла детская смертность, особенно в младеньческом возрасте. Средний размер марийской семьи к началу ХХ века уменьшился вследствие обнищания крестьянства, распада больших семей и высокой смертности детей, составляя от 5,3 человека в Козьмодемьянском уезде до 5,9 в Яранском
Структура семей с течением времени не оставалась неизменной Большие могли распадаться на малые простые Малые,разрастаясь, превращались в большие
Деление больших семей происходило путем разделов и выделов (посна олекме) согласно обычаю в семейном кругу, без возражения родительской воле. При них в доме отца оставался младший сын, который после смерти отца владел родительским хозяйством.
Для семьи выделенного сына отец должен был построить дом и клеть. Переход в новый дом выделившейся семьи сопровождался специальным молением, сопутствующими обычаями и обрядами, которые проводились совместно с родительской семьей
В результате разделов и выделов возникли группы родственных семей – патронимии ( полка, беляк). Они сохраняли тесные связи между собой во всех областях внутрихозяйственной и духовной жизни.
Марийская семья традиционно основывалась на патриархальном поселении, то есть, женщина после вступления в брак переходила в дом мужа.
Для внутрисемейных отношений марийцев были характерны патриархальные традиции с главенством старшего мужчины. Женщина могла быть главой семьи в случае смерти мужа, да и то временно. По мере утраты физических сил она передавала функции главы семьи достигшему совершеннолетия сыну.
Мужчины в семье занимались Работами, связанными с с/х (обработка земли, посев, уборка урожая, заготовка корма, уход за рабочим скотом, изготовление с/х орудий) Строительством Охотой Рыболовством Пчеловодством Старики чинили инвентарь, ухаживали за пчелами, плели лапти
Женщины в семье занимались Обслуживанием семьи, содержанием дома, двора и огорода Уходом за детьми Выращиванием конопли и льна, прядением, ткачеством, шитьем
Воспитание детей определялось системой трудовых и культурно - нравственных навыков, соответствующих уровню социально – экономического развития марийского общества. Мать ухаживала за ребенком не более года, передавая его под присмотр бабушки и более старших детей.
Воспитание мальчиков На 1-2 года отдавали в ближайшую школу 5-6 лет Помогают взрослым в работах по дому 7-8 лет Работать возчиками, заниматься боронованием 9-10 лет Работа на току, плетение лаптей лет Начинали пахать лет Помогали взрослым во всех работах
Воспитание девочек 7-8Работа на огороде и поле 9-10Учили прясть, шить, вышивать, готовить пищу 11-12Помогали убирать и обрабатывать коноплю, учились ткать на станке 14-15Умели выполнять все женские работы
Нравственное воспитание детей было направлено на привитие послушания, почтительного отношения и уважения к старшим
Используемая литература Этнография марийского народа Составитель- Г. А. Сепеев Йошкар-0 ла: Марийское книжное издательство г.