Специфика изображений в полиграфии
А. Бенуа. Медный всадник
«Художник, вложивший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой книги «вечными спутниками» Н. Кузьмин
Полиграфи́я (от др.-греч. πολύς «многочисленный» и γράφω «пишу») это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции. Полиграфическая промышленность, отрасль промышленности, занятая изготовлением всевозможных видов печатной продукции.
Книжная графика один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, заставки, буквицы, обложки, и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. графического рисунка гравюры литографии шрифт буква
Журна́л (фр. journal дневник, подёная записка, от фр. jour день, сутки) печатное периодическое издание.фр. печатное периодическое издание Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Как правило, адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.газета средств массовой информации России Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты итал. gazzetta (газета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну газету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображёная на ней. Согласно советскому ГОСТу «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательский приспособленное к специфике данного периодического издания»XVI веке сорока Компью́терная гра́фика (также маши́ная графика) область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента как для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.графика синтеза изображений
Гравю́ра (фр. gravure от нем. graben копать или фр. graver вырезать, создавать рельеф) вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке (при ручной печати, с маленьких досок притиркой). Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). Иногда такие техники печатной графики как литографея и шелкографея ошибочно относят к гравюре.графического искусства эстамп высокой глубокой печати литографея шелкографея Литогра́фея способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Под литографией понимают: вид эстампа, основанный на технике плоской печати; способ плоской печати;плоской печати произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
Самые распространённые и популярные виды искусства в окружающей нас повседневной жизни, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плакаты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленая графика.
Книга- синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники. Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов её оформления, изготовление макета, иллюстраций.
Специфика книги зависит от типа издания: детская книга, учебник, художественая книга, книга по искусству. Детские, подарочные книги имеют большой формат, печатаются на плотной бумаге, имеют много цветных иллюстраций, нарядно декорированы. В художественной литературе главное - содержание, её оформление скромнее, иллюстрации чёрно- белые, их образность направлена на выявление характеров, настроений персонажей.
Иллюстрации усиливают воздействие содержания на читателя. Зримые образы помогают читателю в осознании замысла автора. Художнику- иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приёмами, знать эпоху и её материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном соединении с автором. Тогда возникает слияние изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остаётся в сознании читателя.
Поль Гюста́в Доре́ французский гравёр, иллюстратор и живописец Винсент ван Гог называл Доре "Народным Художником", потому что искусство Доре через литературные произведения было обращено ко всем людям. Сегодня все искусство Доре общедоступно и переиздается по всему миру. Наборы гравюр Доре "выгравированы" в памяти общественного подсознания. В этом - истинное наследие Доре.
Г. Доре. «Дон Кихот» М. Севантеса Главным произведением испанского писателя Мигеля Сервантеса ( ) является роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ( ), одно из выдающихся произведений эпохи Возрождения, оказавшего большое влияние на мировую культуру. Образы благородного странствующего рыцаря и его оруженосца Санчо Пансы давно стали нарицательными.
Г. Доре. Дон Кихот
Великий итальянский поэт, Данте Алигьери ( ), был создателем итальянского литературного языка. Вершиной творчества Данте является поэма "Божественая комедия" ( ), состоящая из трех частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай").
Г. Доре. Ад.
Герион - символ обмана
Орёл, несущий Данте
Поэма «Божественая комедия» загробное видение, она состоит из аллегорических образов. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица три самые сильные страсти человека: чувственность, властолюбие, жадность. От зверей спасает поэта Вергилий разум, отправленный к поэту Беатриче. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая встречает Беатриче. Смысл этой аллегории, что человека от страстей спасает разум.
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
И вот, внизу крутого косогора, Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора. Она, кружа, мне преграждала высь, И я не раз на крутизне опасной Возвратным следом помышлял спастись.
При виде зверя с шерстью прихотливой; Но, ужасом опять его стесня, Навстречу вышел лев с подъятой гривой. Он наступал как будто на меня, От голода рыча освирепело И самый воздух страхом цепня.
Рудольф Эрих Распе ( ), немецкий писатель, анонимно опубликовал "Приключения барона Мюнхгаузена" в Англии в 1786 году. В книге барон Мюнхгаузен, знаменитый хвастун и выдумщик, рассказывает о своих баснословных приключениях и фантастических путешествиях. Прототипом героя является барон К.Ф.И. Мюнхгаузен ( ), некоторое время служивший в русской армии.
Жан Иньяс Изидор Гранвиль настоящая фамилия Жерар, фр. Jean Ignace Isidore Gérard французский рисовальщик- иллюстратор.
«Робинзон Крузо» Даниэль Дефо Сюжет романа, скорее всего, основан на реальной истории Александра Селькирка, боцмана судна «Cinque Ports» («Сэнк Пор»). Селькирк отличался крайне неуживчивым и склочным характером, в 1704 году он был высажен по собственному требованию на необитаемый остров, снабжён оружием, продовольствием, семенами и инструментами. На этом острове Селькирк прожил до 1709 года.
Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Трагическая, мятежная поэзия М. Лермонтова. Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснились толпой…
Михаил Александрович Врубель русский художник рубежа XIXXX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.
М. Врубель. Демон
Александр Николаевич Бенуа «Александр Бенуа неповторимый мастер в картинах и в театральных постановках. Бенуа редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами». Николай Рерих
Медный всадник
А. Бенуа. Пиковая дама
Владимир Андреевич Фаворский Иллюстратор, мастер гравюр Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль книги.
Иллюстрация к «Повести о полку Игореве…»
Через пластическое осмысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя В. Фаворский передавал общечеловеческую значимость содержания. «Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел читать!»- сказал художник и искусствовед Д. Бисти.
Каменный гость
Моцарт и Сальери
В 20 веке уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литературным произведениям в музыке. «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова Симфонические гравюры «Лон Кихот» К. Караева к одноименному роману М. Сервантеса.
Иван Яковлевич Билибин русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Журнальная графика в последнее время приобрела особую популярность. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фотографы. Современный дизайнер должен хорошо владеть компьютерными графическими программами (макет и вёрстка журнала выполняются на компьютере).
Обложки глянцевых журналов
Логотипы известных мировых брендов