Архитектура исторического города
Архитектура (лат. architectura)- искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Архитектура- одно из самых полезных для жизни человека видов искусства. По мере условностей к архитектуре ближе музыка. Музыка ( архитектура, математика)- не имеют аналогов в окружающем мире- её форма абстрактна. «Застывшей музыкой» называл архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией»- И.-В. Гёте.
Карта Москвы 16 века
В. Васнецов. Расцвет Кремля
С древних времён человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».
Градостроительство- планировка и строительство города.
В Античности на укреплённом холме строили храмовый комплекс. Афинский Акрополь- политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшихся внизу прямоугольной сетки улиц.
Акрокоринф. Греция
Афинский Акрополь. Греция
Средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надёжной крепостью. Город- крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом.
Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы сходятся к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.
Площадь и здание городской ратуши. Прага
В отличии от западноевропейского города, заключённого в высокие каменные стены, раз и на всегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой, сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учётом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места играло эстетическое чувство людей.
«и виде место красно и лесной на горе… И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нём градец мал» (Ипатьевская летопись)
Город вырастал на возвышенном месте. Центральное место занимал детинец (с 14 века- кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения- собор и дворец.
Новгородский детинец. Современная аэрофотосъёмка
Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе- высшая школа, готовящая служителей культа, учителей. Рядом с мечетью высились минареты- башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть- караван- сарай, базар. От площади к городским воротам разбегались дороги.
Регистан. Самарканд. Узбекистан
В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы. По этому принципу построен Санкт- Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром Первым. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям.
Топографический план Санкт- Петербурга, ок г.
Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.
В годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе.Жан-Батист Леблон ансамблей
Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей («перспектив») Н. Ф. Гербеля это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.
«Новый» план Санкт-Петербурга 1776 года
Генеральный план Ленинграда 1929 г.
Санкт- Петербург. Исторический центр
Садовая улица Инженерный замок
Невский проспект