Русская духовная музыка
Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви И.Козлов
988 год- Крещение Руси Киевский князь Владимир провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога Иисуса Христа.
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов. «Пусть язык твой поёт, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения» А капелла - пение без сопровождения
Знаменный распев Сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской Обладает поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.
Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной ( от славянского слова знамя- знак ).
Позднее знаменная нотация получила название крюковой.
В веках знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней В русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином Боге- Отце, Сыне, Святом Духе. Икона Андрея Рублёва «Троица», ученика русского святого Сергия Радонежского. Появляется многоголосная церковная музыка, как в протяжной песне, три голоса плавно текут, переплетаются и снова звучат параллельно
В 17 веке появляются авторские и местные распевы(Киевский, Смоленский, Кирилловский) Русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанный с одноголосным сдержанно- суровым знаменным пением и «новым»- многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.
А. Рублёв Икона. Троица
Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.
Шестопсалмие (знаменный распев) Свете тихий (киевский распев)