Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения
Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиполее ёмкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.
Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили.
Для того, чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с художественными образами не обязательно иметь специальное образование. Главное – сопереживать при встрече с художественным творением. Ведь произведение искусства достигает своей цели, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к услышанному, увиденному.
Общение с произведением искусства даёт возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. Общение с неординарной личностью. Встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Понимание языка произведения искусства позволит вступить в информационную связь с его автором. Тогда внутренний мир гениального художника, писателя, музыканта откроет свои секреты.
Богоматерь Казанская. Икона
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.
Обретение и дальнейшая история иконы Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:патриарх Гермоген Казани 1579 году Яви опо себе Богородицына икона сисевымъ образомъ. Не яви опо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или погату, ниже мудра старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с в ѣ рою, чудный свой образъ, н ѣ коего мужа от простыхъ, имущая мудрость на войн ѣ стрелебную, сего дни юнна, десяти л ѣ ты суша, именемъ Матрона. Сей по д ѣ вицы явится чудная она и пресс в ѣ талая икона Богородицына. И после опо пожара в томъ же л ѣ те и месяце, сисе нача являться д ѣ вицы оной, ей же имя пряди рекохомъ, икона пресс в ѣ талая Божия Матери. И беляше ей пойти во градъ и пов ѣ дети про икону Богородицыну, ея же вид ѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ н ѣ дрю: и м ѣ сто пов ѣ да ей, ид ѣ же последи обр ѣ тоша драгаго бисера честное сокровище, чудную икону Богородицыну. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы 8 июля по юлианскому календарю ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Казанский Богородицкий монастырь
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но польшинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре. В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
История почитания иконы Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век) По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт- Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском сопоре. Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честного и славного Ея явления образа, иже в Казани». Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года ополчение свергло поярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворные иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». До постройки Казанского сопора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского сопора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский сопор Москвы.
Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском: «В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце. В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.1768 году Екатерина IIоклад В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.XIX векеXX века Российской империи В конце XX века получили распространение мифы, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об осопой роли иконы в Великой Отечественной войне.XX века Великой Отечественной войне В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном- Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Однако известный искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленную Казанскую.
Р. Магритт. Человеческий удел
Рене́ Франсуа́ Гисле́н Магри́тт ( ) бельгийский художник - сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.
Своеобразие творчества Рене Магритта раскроется полнее, если обратиться к теме "Сюрреализм и фрейдизм". Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, при оценке творчества художника придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами это стало их спосопом мышления. Например, для Сальвадора Дали, по его собственному признанию, мир идей Фрейда значил столько же, сколько мир Писания для средневековых художников или мир античной мифологии для мастеров Ренессанса.
Отсюда неожиданная трактовка "внутреннего и внешнего" в произведениях Магритта. Вот комментарий художника к своей картине "Удел человеческий" (1933): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освопождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".
Это мнение автора. Зритель при первом взгляде на картину, может даже не заметить, что возле окна стоит мольберт, на котором изображена часть пейзажа. Но, когда всматриваешься в содержание полотна и понимаешь что и как там изображено, переживаешь ощущение открытия. И это открытие не только сюжета и содержания интересной рапоты художника, а и открытие каких-то нюансов нашего восприятия мира, которые до сих пор, может быть, мы не замечали. Где реальный мир, а где наши представления о нем. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. А отвечать самим себе на них нам.
Музей Рене Магритта в Брюсселе
Й. Уотсон. Оперный театр в Сиднее
Сиднейский оперный театр музыкальный театр в Сиднее, одно из наиполее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии парусообразные ополочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года является визитной карточкой Сиднея. Сиднейский оперный театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II. Архитектурный стиль – экспрессионизм
М. Аникушин Памятник А.С.Пушкину
Михаил Константинович Аникушин Стиль – социалистический реализм
Известность М.К.Аникушину принес памятник А.С.Пушкину в Ленинграде, установленный на Площади Искусств 19 июня 1957 года. Восемь лет ( ) посвятил автор неустанному труду в поисках лучшего решения образа. В своем выступлении М.К.Аникушин сказал: «Пушкин очень яркий человек по своему характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые бы заслонили это ясное изображение нашего великого поэта. Пушкин живет вместе с нами, со всем народом, сливается с ним. Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем. «Солнцем русской поэзии» назвал его Жуковский, и это я и хотел показать в памятнике»
Колизей. Рим
Колизей (от лат. colosseus громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиполее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.амфитеатрпамятник архитектуры Древнего Рима Строительство самого польшого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.