Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».
Универсальное учебное действие как понятие Универсальные учебные действия(УУД) в широком смысле означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальное учебное действие как понятие В узком (собственно психологическом значении) УУД – это совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальное учебное действие как понятие Универсальные учебные действия – это обобщённые способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
«Умение учиться» Достижение « умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: -учебные мотивы -учебную цель -учебную задачу -учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена высокой поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Общая характеристика универсальных учебных действий
Виды универсальных учебных действий (УУД) 1.Регулятивные, включая действия саморегуляции 2. Познавательные, включая общеучебные, логические 3. Коммуникативные
Понятие самоопределения Самоопределение – это определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров. В процессе самоопределения человек решает 2 задачи – построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования)
Регулятивные УУД Это действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Включают: - целеполагание как постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Регулятивные УУД - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД. 1. Общеучебные УУД Выделяют 2 группы познавательных УУД: общеучебные, (включая знаково- символические), и логические действия постановки и решения проблем. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - знаково-символические действия, включая моделирование(преобразование модели из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявление общих законов, определяющих данную предметную область
Познавательные УУД. 1. Общеучебные УУД. - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - рефлексия способов и условий действия;
Универсальные логические действия Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) Синтез, как составление целого из частей, в том числе, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Выбор основания и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Универсальные логические действия подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действие постановки и решения проблем, включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других идей партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера, коррекция; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.