Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым.Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым. Э.Г. Костяшкин Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты М.Н. Скаткин Передовой педагогический опыт (ППО)– это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности Передовой педагогический опыт (ППО)– это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности Терегулова Ф.Ш Терегулова Ф.Ш.
У А.А. Глинского в книге «Методическая работа в общеобразовательном учреждении» написано, что "… передовой педагогический опыт нужно рассматривать в двух смыслах: В широком смысле В широком смысле - это мастерство учителя, которое обеспечивает высокое качество знаний учеников, уровень их воспитанности и развития. В узком смысле В узком смысле -это такая практика учителя, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны (т.е. новаторства).
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы: - низкое качество знаний; - слабая математическая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета,обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа научного текста и др.). Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта: Актуальность Актуальность Научность Научность Результативность Результативность Новизна Новизна Стабильность Стабильность Оптимальность Оптимальность Перспективность Перспективность
Критерии педагогического опыта Критерии Характеристика критериев 1. Актуальность Соответствие: социальному заказу государства, общества; Закону об образовании; прогрессивным тенденциям социального развития общества; региональной образовательной политике; идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; профессиональным интересам определенных категорий педагогов; Способствовать: решению актуальных задач общества; решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
2.Научность, соответствие достижениям науки Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования. 3. Результативнос ть Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться: в уровне обученности учащихся; в уровне воспитанности учащихся; в личностном развитии учащихся; в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
4. Новизна Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования) 5. Стабильность Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:
6. Оптимальность Достижение наилучших результатов в учебно- воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач. 7. Перспективнос ть Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.
1. Сначала его нужно найти и запланировать: - найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме; - найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт; - увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории; - запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе; - сформулировать вместе с учителем тему; - запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
2. Изучается опыт с помощью следующих методов: - анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; - посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ; - изучение УМК учителя; - изучение его рабочей документации (планов); - проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
3. Обобщение: - статья о своем опыте работы (сборник статей); - подготовка открытого урока с подробным самоанализом; - подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; - проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс- конференция; - методический альбом ОУ.
4. Распространение опыта: - педагогический совет; - заседание методического объединения; - творческий отчет; - различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); - научно-практические конференции; - наставничество; - публикации в методических журналах; - мастер-классы; - семинары; - окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей). - педагогический совет; - заседание методического объединения; - творческий отчет; - различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); - научно-практические конференции; - наставничество; - публикации в методических журналах; - мастер-классы; - семинары; - окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).
Что может быть опытом? - алгоритмы учебных действий по предмету; - технология урока или элементы технологии; - авторская программа (учебного курса, воспитательная); - система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.); - эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); - реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); - эффективная система оценки знаний и др.
1. Введение Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём - 0,5 страницы. Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём - 0,5 страницы. тема, цель тема, цель актуальность и перспективность опыта; актуальность и перспективность опыта; адресная направленность, условия возникновения и становления опыта; адресная направленность, условия возникновения и становления опыта; новизна данного опыта; новизна данного опыта; Самопрезентация носителя опыта ( ФИО, преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности – сведения о микрорайоне, социальной среде, классе) Самопрезентация носителя опыта ( ФИО, преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности – сведения о микрорайоне, социальной среде, классе)
2. Вычленить противоречия, (исторический контекст становления педагогического опыта) которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
3.Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта). Цель (для чего) содержание (что) методы и средства (как) результат (какой) (схема: «Цель – задача – средства – технология – условия реализации – результат» Это основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.
6. Условия, при которых создавался опыт Прописать личностные и профессиональные качества педагога. Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности. Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами. Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
7. Результативность. Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.
Дессиминация педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования) Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа и т.п.) (в другой литературе носит название – внедренческий) 8. Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса. 9. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.
Рекомендуемая литература: 1. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика, Сергеева Н.В. Методические рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта / Н.В Сергеева; Минский Дворец детей и молодёжи. – Минск, – 17 с. 4. Пуйман С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства : (монография) / Мн.: БГУ, – 155 с. 5. Рыкова А.В., Чернявская Н.Т. / Обобщение передового педагогического опыта: метод. Рекомендации. – Гродно: ГОИПК и ПРР и СО, с. 6. Кунавич А.В. Аннотация педагогического опыта как малая форма публикаций: Рекомендации по сост. / Мин. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. – Мн., – 30 с