Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым.Передовой опыт нельзя упрощённо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР г. ОБОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Савельева Т.Г.
Advertisements

Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 12 Методические рекомендации для педагогов ДОУ по обобщению.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Три основных подхода к трактовке педагогического опыта 1.Образец хорошей работы. 2.Успешное применение технологий, выводов научных исследований. 3.Новаторство.
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Совещание заместителей заведующих Обобщение передового педагогического опыта Заместитель заведующего Кропивницкая Ю.П. Декабрь 2010г.
«Передовой педагогический опыт как результат практики и творческих поисков педагога» Маркарян Лариса Васильевна, старший воспитатель.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГ О ОПЫТА Татаринова Л. П., заместитель директора по НМР Методические рекомендации учителям.
«Выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта»
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Как подготовить обобщение опыта работы преподавателя, мастера ПО? Сухорукова Е.Н. зам. дир. по УМНР.
Транксрипт:

Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым.Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым. Э.Г. Костяшкин Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты М.Н. Скаткин Передовой педагогический опыт (ППО)– это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности Передовой педагогический опыт (ППО)– это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности Терегулова Ф.Ш Терегулова Ф.Ш.

У А.А. Глинского в книге «Методическая работа в общеобразовательном учреждении» написано, что "… передовой педагогический опыт нужно рассматривать в двух смыслах: В широком смысле В широком смысле - это мастерство учителя, которое обеспечивает высокое качество знаний учеников, уровень их воспитанности и развития. В узком смысле В узком смысле -это такая практика учителя, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны (т.е. новаторства).

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы: - низкое качество знаний; - слабая математическая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета,обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа научного текста и др.). Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта: Актуальность Актуальность Научность Научность Результативность Результативность Новизна Новизна Стабильность Стабильность Оптимальность Оптимальность Перспективность Перспективность

Критерии педагогического опыта Критерии Характеристика критериев 1. Актуальность Соответствие: социальному заказу государства, общества; Закону об образовании; прогрессивным тенденциям социального развития общества; региональной образовательной политике; идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; профессиональным интересам определенных категорий педагогов; Способствовать: решению актуальных задач общества; решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

2.Научность, соответствие достижениям науки Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования. 3. Результативнос ть Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться: в уровне обученности учащихся; в уровне воспитанности учащихся; в личностном развитии учащихся; в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Новизна Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования) 5. Стабильность Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:

6. Оптимальность Достижение наилучших результатов в учебно- воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач. 7. Перспективнос ть Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.

1. Сначала его нужно найти и запланировать: - найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме; - найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт; - увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории; - запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе; - сформулировать вместе с учителем тему; - запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

2. Изучается опыт с помощью следующих методов: - анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; - посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ; - изучение УМК учителя; - изучение его рабочей документации (планов); - проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

3. Обобщение: - статья о своем опыте работы (сборник статей); - подготовка открытого урока с подробным самоанализом; - подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; - проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс- конференция; - методический альбом ОУ.

4. Распространение опыта: - педагогический совет; - заседание методического объединения; - творческий отчет; - различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); - научно-практические конференции; - наставничество; - публикации в методических журналах; - мастер-классы; - семинары; - окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей). - педагогический совет; - заседание методического объединения; - творческий отчет; - различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); - научно-практические конференции; - наставничество; - публикации в методических журналах; - мастер-классы; - семинары; - окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).

Что может быть опытом? - алгоритмы учебных действий по предмету; - технология урока или элементы технологии; - авторская программа (учебного курса, воспитательная); - система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.); - эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); - реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); - эффективная система оценки знаний и др.

1. Введение Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём - 0,5 страницы. Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём - 0,5 страницы. тема, цель тема, цель актуальность и перспективность опыта; актуальность и перспективность опыта; адресная направленность, условия возникновения и становления опыта; адресная направленность, условия возникновения и становления опыта; новизна данного опыта; новизна данного опыта; Самопрезентация носителя опыта ( ФИО, преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности – сведения о микрорайоне, социальной среде, классе) Самопрезентация носителя опыта ( ФИО, преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности – сведения о микрорайоне, социальной среде, классе)

2. Вычленить противоречия, (исторический контекст становления педагогического опыта) которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

3.Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.

4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта). Цель (для чего) содержание (что) методы и средства (как) результат (какой) (схема: «Цель – задача – средства – технология – условия реализации – результат» Это основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.

6. Условия, при которых создавался опыт Прописать личностные и профессиональные качества педагога. Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности. Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами. Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

7. Результативность. Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.

Дессиминация педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования) Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа и т.п.) (в другой литературе носит название – внедренческий) 8. Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса. 9. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.

Рекомендуемая литература: 1. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика, Сергеева Н.В. Методические рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта / Н.В Сергеева; Минский Дворец детей и молодёжи. – Минск, – 17 с. 4. Пуйман С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства : (монография) / Мн.: БГУ, – 155 с. 5. Рыкова А.В., Чернявская Н.Т. / Обобщение передового педагогического опыта: метод. Рекомендации. – Гродно: ГОИПК и ПРР и СО, с. 6. Кунавич А.В. Аннотация педагогического опыта как малая форма публикаций: Рекомендации по сост. / Мин. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. – Мн., – 30 с