Цель: Задачи: Использование технологических подходов к процессу формирования речевого слуха. развитие слухового восприятия речи, психических процессов ребенка. Повышение эффективности занятий, объема речевого материала, стимула и интереса учащихся. Пополнение слухового словаря. По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство. Дифференциация, доступность заданий для каждого.
В программе: 1. Развивающие упражнения в РСВ по методике Л.П Назаровой 2. Компьютерные программы в РСВ 3. Аудиовизуальный курс по оригинальной методике верботональной системы обучения неслышащих детей
Использование развивающих упражнений в РСВ Развивающие упражнения связаны с развитием психических процессов ребенка и выполняют основную задачу по РСВ: пополняют слуховой словарь, улучшают слуховое восприятие речи.
Нарушенные психические функции неслышащих детей Психические функции ребенка осязание внимание память мышление
РСВ и психические процессы ребенка Осязание Происходит знакомство ребенка с окружающими предметами, оказывает влияние на процесс овладения устной речью. - Игры «Волшебный мешочек» «Чудесный ящик» и др.( по темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Школьные вещи» и т.д) - Задания: «Что тут? - Назови предмет. - Выбери яблоко, огурец и т.п» Внимание Восприятие речи в сочетании с развитием : зрительного внимания слухового внимания тактильного восприятия не(произвольного) внимания Что различного в одежде девочек? Отвернись, что изменилось? Слушай… Чего я не назвала? Угадай, что я нарисовала. Какие буквы я написала? Отгадай, чьи это уши? Я буду называть слова парами, найди ошибку.
Память Упражнения ориентированы на восприятие речи на слух в связи с развитием: точности запоминания объема запоминания длительности запоминания - Послушай и повтори слова ( 5-6 слов) в том же порядке. -Повтори предложение - Запомни и назови слова парами.( 3-4 п) - рифмованные строки - слушай текст, зарисуй значками, расскажи… Мышление Упражнения по развитию : анализа и синтеза сравнения классификации обобщения логического мышления творческого мышления - Отгадывание загадок игры: «съедобное – несъедобное, летает- не летает и т.п» Что это? ( называние по признакам предметов ) назови 5 имен девочек - Пн, вт, ср, чт…- это.. - составление сказки.
Развивающий характер упражнений в РСВ Опыт применения развивающих упражнений показывает: повышенный интерес учащихся к ним позитивное влияние на процесс РСВ развитие познавательной деятельности детей, словесно-логического мышления. Воспитание самостоятельности в овладении ЗУН
Аудиовизуальный курс – специальная методика в верботональной системе обучения неслышащих детей Профессор Младен Ловрич в г.Иркутске с учащимся РСКОШИ II вида Фроловым Эрдэмом ( 2006 г)
2 3. Затем учащиеся воспринимают текст на слух С опорой на рисунки они воспроизводят диалог (текст) эмоционально, выразительно, реализуя свои произносительные возможности. 2. На основе рисунков педагог предъявляет детям текст, который они воспринимают слухозрительно. 1. Детям предлагаются картинки, передающие диалог действующих лиц (текст) на определенную тему.
Мнение специалистов поликлиники SUVAG г.Загреб ( Хорватия) …многократность повторения часто употребляемых фраз драматизация перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь - делает речь неслышащих детей лексически богаче, они непроизвольно запоминают правильные грамматические конструкции…
Применение компьютерных программ в РСВ Компьютер в учебном процессе специальной школы применяется в двух аспектах: как объект изучения как средство обучения.
Основные ЗУН в работе с компьютером: Умение включать компьютер в работу, запускать программы. Овладение всеми видами речевой деятельности : чтением, говорением, слушанием. умение работать с текстом на компьютере.
Формы работы с компьютерной программой Ознакомление с новым речевым материалом Различение речевого материала Слуховая тренировка Восприятие вопросов по теме Проверка знаний речевого материала, самоконтроль Подбор рисунка (действия) при восприятии вопросов на слух Дополнение предложений с опорой на анимацию
Рациональное применение компьютерных технологий способствует коррекции нарушенной слуховой функции, становлению личности ребенка. Маленький человек, сидящий за компьютером, смотрит на прекрасный красочный мир, слышит его звуки!