Интегративные умения педагога как способ формирования целостного представления об окружающем мире
Цели семинара: Рассмотреть интеграцию как методологическую основу современного уровня преподавания в контексте компетентностного обучения Определить возможности интеграции как средства преодоления разобщенности научных знаний учащихся Наметить направления внедрения интегрированных методов обучения и усиления межпредметных связей
Характеристики интеграционной модели Системность Комплексность Синтез и гармония Целостность
Направления интеграции формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний в другую при их взаимодействии использование понятийно-концептуального аппарата, методов и средств одной науки другими; универсализация средств языка науки формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук выработка общенаучных и частнонаучных средств, способов и форм познания и деятельности
Способы интеграции использование в учебном процессе общенаучных форм и средств познания взаимосвязь близкородственных предметов Общенаучный Частнонаучный
Виды интеграции Переплетение Цементация Комплексообразование Стержнезация
Уровни интеграции Интеграция структурных элементов содержания Создание нового учебного курса, имеющего собственный предмет изучения Дидактический синтез содержания, приемов, методов и форм проведения учебных занятий
Типы интегративных связей 122 Последовательная интеграция 1
Типы интегративных связей Параллельная интеграция Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4
Типы интегративных связей Смешанная интеграция Этап 1 Этап 2 Этап 3
Типы интегративных связей Опоясывающая интеграция
Методическая компетентность педагога Формирование творческих способностей; Принцип научности; Связь с жизнью, опора на субъективный опыт ученика Обеспечение мотивации; Принцип рационального использования наглядности и ТСО; Принцип посильности; Обратная связь; Педагогический такт; Психологический климат; Рациональное использование учебного времени
Показатели и критерии оценки эффективности инновационного урока