ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ. АНГЛИЯ.
Социокультурные факторы эпохи Начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации Начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации Выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества Выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества Успехи образования Успехи образования Глобализация и тотальная переоценка ценностей Глобализация и тотальная переоценка ценностей Резкое усиление значения коммерции и моды в культуре Резкое усиление значения коммерции и моды в культуре Исключительно важная роль СМИ Исключительно важная роль СМИ
Отличительные черты литературы рубежа XIX – XX веков Формирование мирового литературного процесса как единого целого Формирование мирового литературного процесса как единого целого Контраст интеллектуализации и рационализации Контраст интеллектуализации и рационализации Литература «массового спроса» (ориентированность на коммерческий успех, сенсационность) Литература «массового спроса» (ориентированность на коммерческий успех, сенсационность) Мозаичность Мозаичность Декаданс Декаданс
Реализм рубежа XIX – XX веков Социально-психологическая линия (Д. Мередит, Т. Гарди, Г. Джеймс) Социально-психологическая линия (Д. Мередит, Т. Гарди, Г. Джеймс) Социально-философская линия Социально-философская линия (Б. Шоу)
Социально-психологическая линия Джордж Мередит ( ) George Meredith «Приключения Гарри Ричмонда» (1871) «Эгоист» (1879) «Один из наших завоевателей» (1891) «Эссе о комедии» (1877)
Особенности романа Джорджа Мередита Драматургическое построение, свойственное трагедии и комедии Драматургическое построение, свойственное трагедии и комедии Интеллектуализм Интеллектуализм Частный случай – социально значимый характер Частный случай – социально значимый характер Парадоксальное соединение психологизма и сатиры Парадоксальное соединение психологизма и сатиры
Социально-психологическая линия Томас Гарди ( ) Thomas Hardy 3 цикла романов: «Романы изобретательные и экспериментальные» «Романтические истории и фантазии» «Романы характеров и среды»
«Мэр Кэстербриджа» (1886) «Мэр Кэстербриджа» (1886) «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) «Джуд Незаметный» (1896) «Джуд Незаметный» (1896) особая жанровая модификация – «роман-трагедия» человек – участник «великой драмы» ощущение «трагической вины»
Социально-философская линия реализма Джордж Бернард Шоу ( ) George Bernard Shaw Драматург, реформатор английского театра «новая драма»
Концепция театра Б. Шоу сцена – площадка для столкновения идей сцена – площадка для столкновения идей «проблемная пьеса-симпозиум» «проблемная пьеса-симпозиум» изложение проблемы – парадокс изложение проблемы – парадокс
I этап творчества Б. Шоу «Пьесы неприятные» «Пьесы неприятные» «Дома вдовца» (1892), «Сердцеед» (1893) и др. «Пьесы приятные» «Пьесы приятные» «Оружие и человек» (1894), «Избранник судьбы» (1895) и др. «Три пьесы для пуритан» «Три пьесы для пуритан» «Ученик дьявола» ( ), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899)
«Пигмалион» (1913) интеллектуальный миф интеллектуальный миф тема художника тема художника современное звучание проблемы перевоплощения современное звучание проблемы перевоплощения Франц фон Штук. «Пигмалион»
НЕОРОМАНТИЗМ связь с традициями романтизма связь с традициями романтизма реакция на натурализм и крайности декадентства реакция на натурализм и крайности декадентства вера в сильную, яркую личность вера в сильную, яркую личность единство мечты и действительности единство мечты и действительности
Представители неоромантизма Редьярд Киплинг ( ) Joseph Rudyard Kipling писатель, поэт, новеллист «Рикша-призрак» «Дети Зодиака»
Представители неоромантизма Роберт Луис Стивенсон ( ) Robert Louis Stevenson мастер приключенческого жанра
Представители неоромантизма Артур Конан Дойль ( ) Sir Arthur Ignatius Conan Doyle жанр детективного, приключенческого романа
ЭСТЕТИЗМ
Эстетизм Оскар Уальд ( ) Oscar Fingal OFlahertie Wills Wilde Ирландский поэт, писатель, драматург, эссеист
Сказки О. Уальда «Счастливый Принц и другие сказки» (1888) «Счастливый Принц и другие сказки» (1888) «Гранатовый домик» (1891) «Гранатовый домик» (1891) литературная стилизация утверждение единства красоты и морали «внутренняя красота – доброта – поступок» красота бесполезна в практическом смысле
«Портрет Дориана Грея» (1890) Эстетизм: Эстетизм: культ чистой красоты культ авторского субъективизма концепция «искусства для искусства» Тема романа: искушение отождествить искусство и жизнь Тема романа: искушение отождествить искусство и жизнь Парадоксальность (искусство и жизнь меняются местами) Парадоксальность (искусство и жизнь меняются местами)
«Саломея» (1891) Парадоксальное использование литературных традиций: Парадоксальное использование литературных традиций: библейский сюжет Флобер «Иродиада» Стиль «модерн» Стиль «модерн»
Комедии О. Уальда «Веер леди Уиндермир» (1892) «Веер леди Уиндермир» (1892) «Женщина, не стоящая внимания» (1892) «Женщина, не стоящая внимания» (1892) «Идеальный муж» (1893) «Идеальный муж» (1893) «Как важно быть серьезным» (1894) «Как важно быть серьезным» (1894) интеллектуальная драма парадокс разоблачение пороков высшего света