Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС Учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 ст.Брюховецкой Т.В.Батурова
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД
1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; Универсальный характер УУД Универсальный
Виды УУД
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия моделирование преобразование модели
Логические УУД Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе
Базовые образовательные технологии технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Портрет выпускника начальной школы Портрет выпускника начальной школы любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе - Приложение к Программе развития универсальных учебных действий -Разработана на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; 6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. Программамониторинга…Программамониторинга…
Циклограмма мероприятий Разделы Программы - Возрастные особенности развития личностных УУД - Технологическая карта формирования личностных УУД - Методики для мониторинга Методики - Возрастные особенности развития регулятивных УУД - Технологическая карта формирования регулятивных УУД - Методики для мониторинга Методики - Возрастные особенности развития познавательных УУД - Технологическая карта формирования познавательных УУД - Методики для мониторинга Методики - Возрастные особенности развития коммуникативных УУД - Технологическая карта формирования коммуникативных УУД - Методики для мониторинга Методики
УУД Характеристика УУД Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения 1Стартовая диагностика Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Комплекс диагностик Тестирование 1 раз в год Сентябрь 2Самопознание и самоопределение Самооценка Тест на определение самооценки « Лесенка » тестирование 2 раз в год Декабрь, май 3Смыслообразование Мотивация Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации Приложение Опросник мотивации тестирование 2 раз в год Декабрь, май 4Нравственно- этическая ориентация Методика « Что такое хорошо и что такое плохо » Методика « Незаконченные предложения » анкетирование 1 раз в год Апрель – май 5Регулятивные УУДКонтроль Рисование по точкам Корректурная проба тестирование 1 раз в год Декабрь, май 6Познавательные УУД Логические УУДСравни картинки Выделение существенных признаков Логические закономерности Исследование словесно- логического мышления тестирование 1 раз в год Апрель – май 7Коммуниникативные УУД « Рукавички » « Левая и правая сторона » « Узор под диктовку » « Совместная сортировка » « Дорога к дому » « Кто прав? » Тестирование Беседа Тестирование тестирование беседа 1 раз в год Декабрь, май Циклограмма мероприятий
Диагностическийинструментарий Диагностическийинструментарий Стартовая диагностика Диагностика одаренности Диагностика первоклассников, 1 полугодие 1 полугодие Диагностика первоклассников, конец уч. года конец уч. года
Проводится 2 раза в год: декабрь, апрель – май Проводится со вторника по четверг Проводится на 2 – 4 уроках Общие принципы проведения мониторинга в 1 классе Общие принципы проведения мониторинга в 1 классе
Возможные схемы проведения мониторинга в 1 классе Возможные схемы проведения мониторинга в 1 классе Один день – одно задание в начале соответствующего урока. ИТОГО: 17 дней. Схема 1. Один день – одно умение (т.е. 2 задания). ИТОГО: 9 дней Схема 2. Диагностические уроки. ИТОГО: около 5 уроков. Схема 3.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Спасибо за внимание!