Сила трения в природе и технике Урок физики в 7 классе
А.Эйнштейн: «Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем – источник истинной науки». Цель урока: ученик должен оценить свои умения применять знания о силе трения к решению качественных задач; Изучить способы увеличения и уменьшения силы трения.
Обсуждение проблемных вопросов Опыт первый: толкните брусок по столу; он остановится через некоторое время. Тело остановилось, значит, для постоянного движения его все время надо толкать или его что – то тормозило? Что же? Опыт второй: Прошу взять листки бумаги и карандаши. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете? - На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет. В чем тут дело? Опыт третий: Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это очень легко сделать? Вам ничто не мешает? - Не так уж легко. Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает?
Вывод: причины возникновения трения - 1. Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел. 2. Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Опыт четвертый: демонстрация с цилиндром. 1. Скатывающимся по наклонному желобу; 2. Цилиндр не может скользить по желобу. 3. Демонстрация с шариком, скатывающимся по наклонному желобу. Какие виды силы трения были продемонстрированы? Вывод: Трение Скольжения Качения Покоя 1. Fтр. Fтр. кач. 3. R=0---- Fтяги = F тр.
Картина В. Перова «Тройка» Какой вид трения имеет здесь место? Почему так тяжело вести детям сани? Значит, если бы груз не был таким тяжелым, сила трения была бы меньше? Следовательно, сила трения зависит еще и от веса груза. Как?
В) сравните полученные результаты измерений, и сделай те вывод. Б) теперь оставляем на бруске два груза и, наконец, снимаем все грузы. Выполните все действия и запишите показания динамометра. А) Положите на брусок три груза и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра. Какими еще способами можно уменьшить трение? Фронтальный опыт
Способы уменьшения и увеличения трения Шлифование Нагрузка > Fтр Смазка Fтр Нагрузка < Специальные материалы
Сила трения в природе
Вывод : трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.
Психологический тест 1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П». 2. Возьмите лист с небольшим отверстием. Расположив его на расстоянии примерно 20 см от глаз, посмотрите через отверстие на авторучку, которая находится в вытянутой руке. Поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрытии какого глаза авторучка становится не видна? Результат также запишите. 3. Скрестив руки на груди («поза Наполеона»). Кисть какой руки оказалась сверху? запишите. 4. Изобразите «бурные аплодисменты». Ладонь какой руки у вас сверху?. Запишите. Подведем итоги, учитывая, что результат «ЛЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ПППП» - типу мыслителя.( это связано с функциональной асимметрией мозга человека: у « художников» более развито правое полушарие и преобладает образное мышление, у «мыслителей» - соответственно левое полушарие и логическое мышление
Подведем итоги: учитывая, что результат «ЛЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ПППП» - типу мыслителя. (это связано с функциональной асимметрией мозга человека: у « художников» более развито правое полушарие и преобладает образное мышление, у «мыслителей» - соответственно левое полушарие и логическое мышление) К какому типу личности относитесь вы?
Подведение итогов урока Ответить на вопросы: - С какой целью подножки и поверхности педалей управления для сельскохозяйственных машин изготовляют с рельефным рисунком? - Почему при завязывании мешков с сельскохозяйственной продукцией не используют шелковые шнурки? - Почему уменьшается глубина рельефного рисунка на колесах тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной технике по мере ее эксплуатации? - Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. С какой целью? - Почему проходимость груженого автомобиля больше, чем порожнего? - Почему большим цистернам придают обтекаемую форму? - Почему, если заржавел болт (или гайка), то перед тем как поставить его (ее) на место, надо смазать эту деталь или окунуть в солярку?