Педагогический совет Метапредметные образовательные технологии –основа реализации ФГОС
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
межпредметностьметапредметность
межпредметностьметапредметность Работа c информацией Работа со способностями
Результаты образования в основной школе Метапредметные результаты: Регулятивные: самоорганизация, способность к действию; Коммуникативные: способность вступать в эффективную коммуникацию Познавательные: информационная грамотность.
Структура образовательных результатов Метапредметные результаты Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа ИК
Общеучебные умения: пересказать содержание учебного параграфа пересказать содержание учебного параграфа умело строить рассказ по картине умело строить рассказ по картине сфантазировать рассказ сфантазировать рассказ Устно рецензировать ответ учащихся Устно рецензировать ответ учащихся Составлять план (простой, сложный) работы Составлять план (простой, сложный) работы
Мыследеятельностная педагогика рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Формируя эти способности, педагог организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, а присваивает разные культурные способы работы со знанием, "выращивая" у себя соответствующие способности. в рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Формируя эти способности, педагог организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, а присваивает разные культурные способы работы со знанием, "выращивая" у себя соответствующие способности.
Метапредметы Метапредметы В. В. Давыдов «школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения» В. В. Давыдов «школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения»
Метапредмет «Знак». У школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. У школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах.
Метапредмет "Знание" Формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность, идеализационную способность (идеализация – это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия)
Метапредмет «Проблема" школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем
Метапредмет "Задача" При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Метапредметные методы Метапредметные методы Метод смыслового видения; Метод смыслового видения; Метод вживания; Метод вживания; Метод образного видения; Метод образного видения; Метод графических ассоциаций; Метод графических ассоциаций; Метод фонетических ассоциаций, комбинированный; Метод фонетических ассоциаций, комбинированный; Метод символического видения; Метод символического видения; Метод гипотез (рабочих, реальных); Метод гипотез (рабочих, реальных); Метод наблюдений; Метод наблюдений; Метод сравнений; Метод сравнений; Метод эвристических бесед; Метод эвристических бесед; Метод ошибок; Метод ошибок; Метод регрессии. Метод регрессии.
Метапредмет «Знак»
Метапредметные методы Метапредметные методы
Решение педагогического совета 1. Метапредметное содержание образования должно стать обязательным компонентом образовательного стандарта 1. Метапредметное содержание образования должно стать обязательным компонентом образовательного стандарта 2. Изучить методологические основы мыследеятельностной педагогики на семинарах предметных кафедр (январь, февраль, март) 2. Изучить методологические основы мыследеятельностной педагогики на семинарах предметных кафедр (январь, февраль, март) 3. Провести творческий отчёт кафедр по внедрению метапредметных технологий в УВП (март-апрель) 3. Провести творческий отчёт кафедр по внедрению метапредметных технологий в УВП (март-апрель)