Литературный бомонд Коллективный проект З Д, З В, 4 В Руководители проекта: Фащук О. В. Плотникова В. И. Зайцева Н. В.
Стихосложение – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
Цель: создание необходимых условий для художественно- эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации, развития креативности; воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову. Задачи: развивать познавательный интерес учащихся к изучению литературы; повышать интеллектуальный уровень учащихся; способствовать творческой самореализации учащихся; содействовать речевому общению учащихся.
1. Любите ли вы стихи? 2. Легко ли быть поэтом? 3. Хотите ли вы научиться сочинять стихи?
Проблемные вопросы. Что такое «рифма»? Какие бывают способы рифмования? Зачем нужны изобразительные средства языка?
Этапы и сроки проведения проекта. 1. Подготовительный этап. Цель: выявить уровень знаний учащихся о рифме, способах рифмования и размерах стихосложения. 2. Проектировочный этап. Цель: совершенствовать и пополнять умения и навыки учащихся в работе со стихосложением. 3. Практический этап. Цель: защита результатов исследовательской работы. 4.Рефлексия. Цель: применять полученные умения и навыки по стихосложению на практике ( сочинение стихов на заданную тему).
Подготовительный этап
Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопышка был голодный, Проглотил утюг холодный. У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.
Основы стихосложения. 1.Рифма. 2.Содержание. 3. Изобразительные средства языка.
Парная рифма. Зайку бросила хозяйка Под дождём остался зайка Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. А. Барто Вывод: Рифмуются соседние строки. 1-2,
Перекрёстная рифма. Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! Н. М. Рубцов Вывод: 1-3, 2-4. Рифмуются строки через одну.
Вывод: рифмуются 1 с 4 и 2 с 3 строками. Как видел грохот летних бурь. Когда взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь. Фёдор Тютчев Опоясывающая рифма.
Весенний воздух свеж и чист… Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручья бегут, звеня. Живет у нас под крышей Непризнанный артист, И целый день мы слышим Художественный свист. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
К. Д. Паустовский сказал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.»
Метафора - это выражение, применяемое в переносном значении и основанное на неком подобии, сходстве сопоставляемых предметов. (Ледяные руки.) Эпитет – это одно из изобразительных поэтических средств - определение, прилагаемое к названию предмета для большей выразительности. (Золотые кудри.) Олицетворение – это перенесение человеческих черт, черт живого существа на неодушевленные предметы и явления. (Сердце говорит.) Сравнение – это образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому. (…принакрылась снегом, точно серебром…)
И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волнением… И мысли в голове волнуются в отваге. И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут… А.С. Пушкин