LOGO Add your company slogan Педагогический совет Октябрьская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней 1 21 марта 2011 год
Целью данного педсовета является выяснение следующих вопросов: Что такое мотивация? Что она объясняет? Чем определяется учебная мотивация? Каковы уровни учебной мотивации? Как связана учебная мотивация с факторами успешности учения? Использование современных образовательных технологий для повышения учебной мотивации
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Мотивация учебной деятельности Различают понятия «мотив» и «цель». Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие.
Что же такое мотивация? Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Что она объясняет? Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Организацией образовательного процесса. Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.) Субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу. Спецификой учебного предмета. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Организацией учебно- воспитательного процесса. Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.) Субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу. Спецификой учебного предмета.
Типы мотивации учебной деятельности Отрицательная (неуспешная мотивация) (неудобства и неприятности – укоры со стороны родителей, учителей и т.д.) Успешная мотивация Средство достижения Мотивация, связанная с социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) Мотивация, связанная с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Знания Цель (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.) Узколичностная мотивация (одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.) Мотивация, связанная с процессом учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная актуальность, Реализация своих способностей)
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения 1. Предоставление свободы выбора 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля 3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика 4. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем 5. Важна ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников 6. Личность учителя и характер его отношения к ученику 7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
Причины спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой. У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельность в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания
Формирование мотивов учебной деятельности Словесные 1 Наглядные и практические методы 2 Репродуктивные и поисковые методы 3 Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя 4
Через усвоение учащими- ся общественного смысла учения Развитие мотивов учения Через саму деятельность учения школь- ника, которая должна чем-то заинтересовать его
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности 1 Способ раскрытия учебного материала 2 Организа- ция работы в малых группах 3 Отношение между мотивом и целью 4 Проблем- ность обучения. Содержа- ние обучения
Как изучить мотивацию учеников? Методы изучения: Специально подобранные ситуации (экспериментально- подобранные ситуации) (включаются в естественный ход учебного процесса в виде контрольной, задания на классном часе и т.д.) Индивидуальная беседа с учеником (прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика) Анкетирование (массовый сбор материала в нескольких классах об отношении школьников к учению) Наблюдение за поведением учеников ( во время урока, в различных видах деятельности)
Негативное отношение к школе Низкая школьная мотивация Высокий уровень школьной мотивации Хорошая школьная мотивация Положитель ное отношение к школе Уровни учебной мотивации Негативное отношение к школе Негативное отношение к школе Низкая школьная мотивация Низкая школьная мотивация Высокий уровень школьной мотивации Высокий уровень школьной мотивации Хорошая школьная мотивация Хорошая школьная мотивация Положитель ное отношение к школе Положитель ное отношение к школе Уровни учебной мотивации Уровни учебной мотивации
По критерию Стьюдента было установлено 5 основных уровней школьной мотивации: высокий уровень хорошая мотивация Положительное отношение Низкая мотивация Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования Негативное отношение к школе Уч-ся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Такие дети чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Учебный процесс их мало привлекает.
Результаты анкетирования В анкетировании приняли участие 86 респондентов (учащихся 5 – 11 классов)
Учитывая тип и способы восприятия каждого ученика, учитель может: 1) привлечь внимание детей; 2) замотивировать их на процесс обучения; 3) дисциплинировать весь класс; 4) подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся; 5) правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.; 6) правильно организовать педагогический процесс во время урока.
Приемы, облегчающие учебную деятельность школьников: 1) не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать время на обдумывание; 2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно разбить его на части и давать по мере усвоения; 4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок;
5) формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений; 6) осторожно оценивать неудачи школьников; 7) давать время для проверки написанного; 8) создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание. Приемы, облегчающие учебную деятельность школьников:
Укрепление «открытости к воздействиям» Эмоциональны й тренинг Использовани е ситуации выбора Развитие учебной мотивации:
Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечённость предметом. Доброжелательное отношение к учащимся Качества учителя, необходимые для содействия развития интереса к предмету Любовь к работе Вера в ученика, его познавательные силы
Выводы: 1. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Выводы: 2. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обеднённые идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.
3. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); Выводы:
2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным. Выводы:
Педсовет постановляет: 1. Считать работу педаго- гического коллектива по мотивации деятельности учащихся на уроке и созда- нию условий для её реали- зации удовлетворительной
2. Изучить на заседаниях ШМО современные технологии, способствующие повышению мотивации учащихся.
3. Руководителям ШМО разработать программу внедрения данных технологий в учебно- воспитательный процесс.
4. Изыскать возможности для расширения сферы самостоятельной познавательной деятель- ности учащихся за счёт: - пополнения фондов библиотеки; - создания медиатеки.
5. В методическом кабинете школы создать копилку психологических приёмов, упражнений, способствую- щих снятию стресса на уро- ках, созданию доброжела- тельной атмосферы.
6. Заместителю директора по УВР Ирсаевой Э.Д. сформировать папку «Банк ситуаций успеха». 7. Учителям использовать в своей деятельности «Банк ситуаций успеха»
LOGO Add your company slogan Презентацию подготовила директор Октябрьской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней 1 Мовчан Елена Ивановна