Развитие и применение универсальных учебных действий в работе с информацией на уроках физики
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Личностные учебные действия 1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 3) самостоятельность в приобретений новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 4) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода; 5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Регулятивные учебные действия -Целеполагание -Планирование -Прогнозирование -Контроль -Коррекция -Оценка -Волевая саморегуляция
Познавательные учебные действия формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Коммуникативные учебные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; постановка вопросов- принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценки действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Эксперимент
1 группа Доказать, что одноименные заряды отталкиваются Оборудование: султанчики, стеклянная палочка, бумага.
2 группа Доказать существование электрического поля Оборудование: электрометр, эбонитовая палочка, мех.
3 группа Доказать, что человек является проводником электрического заряда Оборудование: электроскоп, стеклянная палочка, бумага.