Личность – индивидуальность, взросшая в общество, но, врастая, она присваивает себе из социума не всё, а только то, что соответствует её задачам, способностям, природе. По мнению В.С. Соловьёва, «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество».
Параметрами личностного развития ребёнка можно считать: Ориентация на общечеловеческие ценности; Гуманизм; Интеллигентность; Креативность; Активность; Чувство собственного достоинства; Независимость в суждениях. Подлинное становление личности возможно лишь тогда, когда воспитанник освоит искусство жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой, органичным, независимым, индивидуальным.
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Составляем план воспитательной работы в соответствии с интересами, способностями и потребностями детей, учитывая общешкольные дела, знаменательные даты, традиции школы. Организуем конкурс «Класс года», «Лидер года», что позволяет активизировать работу по всем направлениям. Работаем с родителями в тесном контакте. Они в курсе всех наших дел. «Папа, мама, я – спортивная семья, спортивные и интеллектуальные игры, часы общения, концерты ко Дню Матери – вот далеко не полный перечень мероприятий в которых принимают участие родители. Коллективные творческие дела. Они играют большую роль в процессе формирования личности и дают возможности ученикам, учителям и родителям развивать творческий потенциал, совершенствовать организаторские способности.
1. Мотивация учебно-познавательной деятельности. 2. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения). 3. Степень обучаемости. 4. Навыки учебного труда. 5. Результативность индивидуальных занятий. 6. Уровень утомляемости. 7. Целеустремлённость. 8. Дисциплина и организованность. 9. Коммуникабельность, степень влияния в коллективе. 10. Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания. 11. Внешний вид и аккуратность. 12. Интересы и увлечения. 13. Уровень этической культуры 14. Работа над вредными привычками и др.
Модель личности выпускник а школы Ценностный потенциал Познавательный потенциал Творческий потенциал Коммуникативны й потенциал Художественный потенциал Здоровьесберегаю щий потенциал
Ценностный потенциал. Восприятие человеческой жизни как главной ценности. Осмысление понятий –честь, долг, ответственность. Целеустремлённость Дисциплина и порядок
Познавательный потенциал. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения). Степень обучаемости. Навыки учебного труда. Результативность индивидуальных занятий.
Творческий потенциал. Интересы и увлечения. Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, навыки поискового мышления.
Коммуникативный потенциал. Коммуникабельность, степень влияния в коллективе. Общественная активность. Исполнение должностных обязанностей.
Художественный потенциал. Уровень этической культуры. Здоровьесберегающий потенциал. Соблюдение правил личной гигиены. Работа над вредными привычками. Отношение к физической культуре и спорту.