Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
« Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.» А.С. Пушкин
Цель школьного исторического образования: Формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в школе: воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
Изучение курса истории должно соответствовать системно- деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и т. д. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.
Одной из важнейших тенденций реформирования образования является его регионализация, которая органически сочетается с другим процессом развития образования – федерализацией. Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества.
Из «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»: Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
В методическом письме « О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в г. в общеобразовательных организациях Челябинской области подчёркивается о включении национальных, региональных и этнокультурных особенностях при реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ( в объёме 30 % от общего объёма программы основного общего образования Основным предметным результатом освоения учебных предметов « История» и « Обществознание», отражающие НРЭО является: - воспитание уважение к историческому наследию народов России и Южного Урала; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Стандарт второго поколения направлен на новое содержание образования, современные технологии обучения, постановку целей для учителя и ученика и новые средства обучения. Краеведческие средства обучения позволяют организовать процесс получения знаний на совершенно новом уровне и достигать планируемых результатов обучения: личностных метапредметных предметных
Пособия регионального компонента: Копейский городской округ
Пособия регионального компонента:
Результаты по использованию регионального компонента на уроках истории и обществознания: Учебная и внеурочная деятельность, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся, формирование активной жизненной позиции; Интерактивная деятельность по изучению малой Родины – Копейскому городскому округу, раскрытие потенциала родного города, реализация интересных идей; Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной работе; Проектная деятельность по региональному компоненту с использованием средств краеведения; Оформление музея МОУ СОШ 49; Создание перспективного плана развития историко-краеведческого музея МОУ СОШ 49 и УПК г. Копейска; Организация кружка « Мой родной город Копейск». Применение пособий регионального компонента (учебники, рабочие тетради, атласы и др.) для изучения национально - региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в учебной и внеурочной деятельности; Оформление кабинета истории в формате краеведческого направления; Систематизация тем уроков по краеведению.
«История малых городов – это не другая история России. Это и есть она во всём своём многообразии». Д. Лихачёв
….. Возвращать прошлое в настоящее для будущего…. «Делайте то, что можете, тем, что имеете, там, где вы есть!» Т. Рузвельт